Первая седмица (неделя) Великого поста – по православной традиции время особо усердной молитвы и поста. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского.
Это богослужебное последование содержит 250 тропарей, оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности. Эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам Ветхого и Нового Заветов, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям, полностью его прочтение совершается на утрене в четверг пятой седмицы поста.
Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование – Литургия Преждеосвященных даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается, поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Таин (название объясняется тем, что Тело Христово – Агнец – приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем напояется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.
По Церковному Уставу в Великий пост запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения – мяса, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, а в будние дни и растительного масла. Икра разрешена только в Лазареву субботу, а рыбные блюда – в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.
Собственно Великий пост продолжается 40 дней – ровно столько, сколько провел в пустыне Иисус Христос. Следующие 8 дней – это воспоминание о Страстях Господних и событиях, непосредственно им предшествующих: воскресении праведного Лазаря, входе Иисуса в Иерусалим, последних его проповедях, Тайной вечере.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.