Текст Андрея Рукавишникова. Фото Глеба Пушменкова
26 мая, в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов «Покров».
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил собравшихся с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
«В каждый из этих святых пасхальных дней мы не единожды восклицаем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав». Христос Своим восстанием из мертвых разрушил врата ада. Ни один человек не может избежать земной кончины — ни богатый, ни бедный, ни знатный, ни простолюдин. Люди всегда искали и ищут дорогу в бессмертие. Христос нам даровал это бессмертие. Он сказал: «Кто будет веровать в Меня как в Истинного Бога и Спасителя и соблюдать заповеди Мои, тот станет причастником жизни вечной и наследует Царствие Небесное». Оно нам дается даром — не по нашим заслугам. Но из-за наших грехов мы можем его потерять. Бог нас без нас не спасает. Людям для своего спасения необходимо приходить в храмы и воздавать хвалу и благодарение Господу, а в своих жилищах не забывать обращаться к Богу в молитвах. И Господь нас благословит. Пускай свет Воскресения Христова освящает всю русскую землю, благословляет наш град. А радость о воскресшем Спасителе пусть входит в наши сердца и в наши дома. Богу нашему слава! Христос Воскресе!» — сказал также управляющий Нижегородской епархией.
Справка:
В Неделю четвертую по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного (парализованного) Господом Иисусом Христом. В этом исцелении мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения.
Была в Иерусалиме купель, которая называлась по-еврейски Вифезда, то есть дом милосердия. Возле нее лежало множество больных, хромых, сухих. Ангел Господень во всякое лето сходил в купель и возмущал воду. И по возмущении воды тот больной, который входил в купель первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какой бы ни была его болезнь. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому, там постоянно собирались болящие.
Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купели, Он увидел около нее множество лежащих больных. Каждый из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в купель. Между прочими больными был один человек, который 38 лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его и сказал ему: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус сказал ему: «Встань, возьми одр свой и ходи» (Ин 5:6-8).
Больной тотчас выздоровел, взял свой одр и пошел. Бывшие тут иудеи разгневались и сказали исцеленному, что не следует ему брать своего одра, потому что день был праздничный. Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи» (Ин 5:11). «А кто Тот Человек?» — спрашивали они. Но он не знал, Иисус скрылся в народе. Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: «Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже» (Ин 5:12–14).
Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихирах, каноне), которые звучат в этот день за богослужением. Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах. Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.
Иконография исцеления расслабленного представляет собой изображение Иисуса Христа, исцелившего расслабленного возле купели, вокруг которой лежат болящие, «чающие движение воды». Исцеленный изображен со своим одром, который он держит на себе.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.