Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > Управляющий Нижегородской епархией совершил всенощное бдение в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря

Управляющий Нижегородской епархией совершил всенощное бдение в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря

21:09, 21 декабря 2024

Текст Дарьи Петровой. Фото Александра Чурбанова

21 декабря митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил всенощное бдение в Преображенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Богослужение состоялось в канун 198-й годовщины основания обители, празднования Церковью Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы и дня особого почитания иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Правящему архиерею сослужили благочинный Дивеевского округа и старший священник этого монастыря иерей Владимир Каргин и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова) и сестры этого монастыря, а также настоятельница Покровского монастыря в селе Лукино Богородского района игумения Гавриила (Суханова).

На всенощном бдении по особому Дивеевскому уставу по традиции был совершен сборный акафист: наполовину Матери Божией – как Верховной Игумении, наполовину преподобному Серафиму Саровскому – как строителю и духовному отцу.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией сказал: «Всех поздравляю с днем памяти основания Мельничной общины, давшей начало Дивеевской обители. Сегодня Дивеево — жемчужина Нижегородской земли и один из главных духовных центров нашей страны. Желаю вам помощи Божией и покрова Царицы Небесной».

Справка:

22 декабря 2024 года Дивеевская обитель празднует 198-ю годовщину со дня основания, хотя история монастыря насчитывает еще большее количество лет.

В 1767 году вдова полковника Агафия Семеновна Мельгунова (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) по велению Царицы Небесной организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего четыре насельницы. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины. Тот ответил, что уже стар, а вот иеродиакон Серафим молод, и это великое дело нужно поручить ему. Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму.

После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер.

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость Ксении Михайловны настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей. Видя, как тяжело сестрам из-за строгого устава, он просил начальницу Ксению Михайловну облегчить устав, на что та ответила отказом. Преподобный Серафим временно отошел от дел обители.

25 ноября (8 декабря) 1825 года отцу Серафиму явилась в саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Ксению с сестрами ее – оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И указала, как обнести это место канавой и валом, и повелела, чтобы это было сделано трудами самих сестер. И приказала сначала из саровского леса срубить ветряную мельницу и первые келии, а потом, соорудить двухпрестольную церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Царица Небесная обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.

9 (22) декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» – торжественно объявил в этот день старец. Новая община стала называться Мельничной. Не имея еще келий, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.

В 1842 году Мельничная община была объединена с Казанской в одну единую Серафимо-Дивеевскую общину. Через 19 лет, в 1861 году, объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменией (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игумения Мария (в миру Елизавета Алексеевна Ушакова).

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.