Текст Андрея Рукавишникова. Фото Кирилла Баркова
11 сентября в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода было совершено всенощное бдение с акафистом святому благоверному князю Александру Невскому. Богослужение, которое возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, состоялось в канун престольного праздника этого храма — годовщины перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург (1724).
Его Высокопреосвященству сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет и епископ Сормовский Иннокентий, а также секретарь епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, благочинные округов и другие клирики епархии.
На всенощном бдении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
По окончании богослужения митрополит Георгий поздравил присутствующих в храме с престольным праздником кафедрального собора и рассказал о том, как по указу императора Петра I святые мощи князя Александра Невского были принесены в Санкт-Петербург. «До этого при всем величии новой столицы русская душа ее не принимала, потому что там не было всероссийской святыни. Вот и в наше время мы должны жить не только и не столько мерками материального мира, а помнить о духовном, о горнем, о вечном. Господь судил святому князю Александру Невскому быть правителем русской земли в один из тяжелейших периодов ее истории — время ордынского ига и междоусобной брани. Мы помним его знаменитые слова: «Бог не в силе, а в правде». Он завещал нам, что если мы будем жить по правде Божией, то Господь будет с нами, а если будем только упражняться в земной силе, то останемся один на один с соблазном и злобой века сего. Минули столетия, но этот завет жив, и сегодня нам надо стремиться жить по правде Божией. Пускай память о святом благоверном великом князе Александре Невском помогает нам трезвиться умом, просвещаться сердцем и жить по духу святой Руси. Святой князь Александр Невский, моли Бога о нас, помогай нашему богохранимому Отечеству, охраняй землю русскую от нашествия иноплеменных сил и от междоусобной брани!» — добавил глава Нижегородской митрополии.
Справка:
Канонизация святого Александра Невского состоялась в 1547 году, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, хранителем православия. Действительно, после 1453 года не осталось ни одного независимого православного государства, кроме Руси. В этой ситуации религиозная принципиальность святого Александра Невского оказалась востребованной как никогда.
При Петре Великом на первый план выходит значение образа Александра Невского как блестящего полководца. В этот период мощи святого переносят из Владимира в Санкт-Петербург — таким образом благоверный князь становится святым покровителем Российской империи.
В годы Великой Отечественной войны образ святого князя оказался актуален и сыграл важную роль в укреплении боевого и патриотического духа русского народа. Тем не менее, многим кажется, что слава полководца и сурового правителя не вяжется с классическим определением святости.
Дело в том, что святость не есть безгрешность, но покорность воле Божией. Святой являет Бога миру, но Бог проявляет себя в мире и истории многообразно. В Православной Церкви есть разные чины святости. Благоверный князь — это защитник веры и Отечества. В том его подвиг.
Очень часто святого Александра Невского критикуют за политическую деятельность, за те или иные государственные решения. И забывают о том, что Церковь канонизировала князей исходя не из прагматических критериев или той пользы, которую они принесли стране. В памяти народа князь Александр остался как святой защитник веры, а все остальное — второстепенно. И потому образ его всегда вспоминался в критические эпохи, когда Россия находилась в опасности, на краю бездны или перед решающим выбором.
Жизнь святого князя Александра дает нам богатый материал для размышлений. Церковь канонизировала его как защитника православия и, если обратиться к истории того периода, то мы увидим, что он, может быть, единственный, кто не шел ни на какие компромиссы в отношении веры.
Папа Римский Иннокентий IV обращался к святому князю Александру, обещая поддержку в сражениях против татар, но предложение было отвергнуто, и это помогло сохранить православную Русь. Александр Невский становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили свидетельства древнерусские летописцы.
История показала, что Александр Невский спас Русь, сохранив православие и подчинившись монголам. Полтора столетия спустя Московская Русь, поддерживаемая Церковью, под предводительством правнука Александра Невского — святого благоверного князя Димитрия Донского смогла дать монголам отпор и обрести независимость, а западно-русские земли, подчинившиеся католикам, мы смогли вернуть только в ХХ веке, и то не надолго.
Князь Александр канонизирован именно за то, что вся его жизнь была служением, и канонизирован он не как политический деятель или просто хороший человек, а как вождь народа, духовный герой, предопределивший дальнейший исторический путь Русского государства.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.