Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В Благовещенском соборе Дивеевской обители завершаются мозаичные работы

В Благовещенском соборе Дивеевской обители завершаются мозаичные работы

15:27, 15 марта 2022

Текст Марины Дружковой. Фото Александра Чурбанова

В Благовещенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря близятся к завершению работы над мозаичными композициями, которые украсят храм по всему периметру.

Как рассказал художник-мозаичист Антон Смагин, в последние два месяца работа в основном велась в алтаре. Перед установкой мозаики в алтаре были выполнены небольшие строительные работы – скругление стены. Когда храм строился, не предполагалось, что он будет весь украшен мозаиками, восточная часть стены в алтаре — граненая, а мозаика лучше смотрится в округлых формах – сферических, цилиндрических.

Затем была доделана облачная часть масштабной композиции Божией Матери «Знамение» в алтарной конхе, которая станет одной из жемчужин убранства Благовещенского собора, а также смонтирована композиции «Евхаристия» на новую скругленную стену, где уже добирался фон, стыки, позем и орнаменты.

Алтарные мозаики будут просматриваться из центральной части храма. На данный момент осталось только изготовить из белого мрамора  сень с колоннами, которая будет возведена над заалтарным образом Спасителя с предстоящими святителями. Эта сень представляет собой нишу с полукруглым навершием, внутри которой разместится горнее место.

Уникальность Благовещенского собора в том, что он полностью выполнен в мозаике, его отличает насыщенность сюжетами, композициями и образами святых, а также разнообразие орнаментов, среди которых есть как классические растительные, геометрические, так и сложные комбинации этих узоров.

Мозаичное убранство Благовещенского собора смотрится богато, поскольку включает огромную палитру цветов смальты, и одновременно спокойно и благородно. Мастерам удалось добиться строгости благодаря подбору цветов, тонов, а также модуля камня и швов между ними.

«На каждом мозаичном образе применяется разный модуль камня (от самого мелкого на ликах до самого крупного на одежде или архитектурном окружении). У камня несколько граней — одна больше блестит, другая имеет более глубокий цвет, что дает разный зрительный эффект. Шов между камнями тоже имеет художественное значение, он облегчает восприятие мозаичного изображения. Когда смотришь на мозаику в храме, возникает зрительный парадокс: вроде все убранство составлено из разных камешков, а смотрится как единое изображение», – подчеркнул Антон Смагин.

Работы по благоукрашению Благовещенского собора выполняют несколько мастерских артелей, специалисты из разных городов России и Белоруссии. Композиции выполнялись не на отдельных участках, а по всему внутреннему пространству храма, что позволяло мастерам экономить время. Библейские сюжеты, а также композиции, посвященные истории Дивеевской обители, дополняет орнаментальное украшение, которое специалисты выполняют по всему храму.

Источником вдохновения мозаичного убранства Благовещенского собора стали античные, византийские образцы XIV века, а также церковное живописное искусство Руси второй половины XIV века и первой половины XV века — времени преподобного Андрея Рублева.

Мозаичное убранство в верхнем Благовещенском храме собора выполнено на площадях более 5000 квадратных метров.

Справка:

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.

Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.

После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).

26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.

Всего в Благовещенском соборе 12 престолов. Пять из них расположены в нижнем Успенском храме, в котором уже ведутся богослужения, и семь — в верхнем Благовещенском.

Внутреннее благоустройство Благовещенского собора началось с  нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все пространство которого было целиком покрыто мозаикой. Общий объем покрытия составил 1220 квадратных метров. 

Первым в нижнем храме  был освящен центральный  Успенский престол 27 августа 2015 года.  17 ноября 2016 года  был освящен придел в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.

21 декабря 2016 года — придел в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому,

6 мая 2017 года – придел в честь Собора Дивеевских святых.

4 мая 2018 года – в честь великомученика Георгия Победоносца.

В 2018 году мозаичные работы начались в верхнем Благовещенском храме, которые почти завершены. За этот период были освящены все приделы, кроме центрального престола.  

11 мая 2019 года был освящен придел в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего); 26 июня 2019 года — придел в честь Сошествия Святого Духа на апостолов; 6 ноября 2019 года — придел в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; 21 декабря 2019 года — Зачатьевский придел; 13 мая 2021 года – придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы; 26 июня 2021 года — придел в честь Собора Пресвятой Богородицы. 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.