Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В Дивеевском монастыре состоялось выездное заседание Совета ректоров вузов Нижегородской области на тему «Церковь и российское образование»

В Дивеевском монастыре состоялось выездное заседание Совета ректоров вузов Нижегородской области на тему «Церковь и российское образование»

16:40, 12 октября 2022

Текст Надежды Муравьевой. Фото Глеба Пушменкова

12 октября в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось выездное заседание Совета ректоров вузов Нижегородской области. Тема встречи — «Церковь и российское образование».

В заседании приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий – ректор Нижегородской духовной семинарии, викарий Нижегородской епархии, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с высшей школой епископ Дальнеконстантиновский Филарет, викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, директор института теологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), проректор по научной работе Российского православного университета (РПУ) святого Иоанна Богослова, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии Дмитрий Шмонин, советник главы Нижегородской митрополии по работе с вузами Ольга Бараева, вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин, заместитель председателя Совета ректоров вузов Нижегородской области, ректор Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) имени Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев, ректор ННГУ имени Н. И. Лобачевского Елена Загайнова, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) Николай Карякин, председатель Общественного совета Законодательного собрания Нижегородской области, советник при ректорате ПИМУ Борис Шахов, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) имени Н. А. Добролюбова Жанна Никонова, президент НГЛУ Борис Жигалев, ректор Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина Виктор Сдобняков, президент НГПУ Лев Шапошников, ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Дмитрий Щеголев, заместитель начальника по научной работе Нижегородской академии МВД России полковник полиции Олег Морозов, начальник Нижегородского института ФСБ России Евгений Кобыльченко, руководитель Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ Анна Сироткина и другие члены Совета ректоров вузов Нижегородской области.

В начале заседания с приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Георгий. Он отметил, что у Церкви есть хороший опыт взаимодействия со средней школой, который позволяет знакомить учащихся с основами православия и других религий. В высших учебных заведениях ситуация иная, и большой вопрос: как донести до вузовской молодежи азы православной веры и воспитать в ней патриотизм.

«Кто-то скажет, что у христиан есть заповедь – не убий. И этим, допустим, попытается оправдать свое нежелание защищать Родину. Но в Евангелии мы читаем «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13). И святитель Филарет (Дроздов), прославленный русский святой писал: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Сегодня государство вновь говорит нам о важности патриотической работы с подрастающим поколением», — сказал глава Нижегородской митрополии.

Он процитировал слова Президента России Владимира Путина, сказанные на видеоконференции ко Дню учителя 5 октября: «Хочу сказать сейчас спасибо всем поколениям учителей, которые преподали своим ученикам важнейшие уроки совести, чести и долга, верности своим корням, своей истории, ответственности за родную землю, готовности прийти на помощь, защитить свое Отечество. Подчеркну: Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас, на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира, нужно укреплять, выстраивать суверенную, национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечить связанность, единство образовательного пространства страны. И прежде всего нужно передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа, исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкование истории».

Управляющий епархией напомнил собравшимся слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Если мы дерзаем обращаться к современным детям с посланием о вере, мы должны это делать сильно, ярко, убежденно. Мы должны отражать в себе, насколько возможно, идеалы, которые мы передаем детям».

«Обратите внимание — «сильно, ярко, убежденно» и собственным примером. Только так мы можем воздействовать на сердца молодых людей, часто максималистов. А воздействие просто необходимо. В человеческом обществе сейчас множество явлений, которые противоречат евангельским заповедям, но признаны законом в других странах: однополые сожительства, эвтаназия и так далее. По сути, это узаконенный грех. И нужно защищать умы и сердца наших юношей и девушек от принятия этих явлений как нормальных. Поэтому считаю важным, чтобы студенты вузов знали содержание таких, например, документов как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека» и других. Необходимо формирование у жителей России гражданского самосознания, основанного на традиционных ценностях и культурной преемственности нашей многонациональной страны», – добавил архипастырь.

Во вступительном слове Роман Стронгин отметил, что проблемы образования приобретают особое значение в свете сегодняшней политической ситуации. «В 1941 году против нашей страны воевала не только нацистская Германия, но вся континентальная Европа. В армии Гитлера были итальянцы, венгры, болгары… Сейчас во время специальной операции на Украине против нас — практически те же силы. Очень важно донести до нашей молодежи, что без своей страны будущего у нее нет. Разве в Риме сейчас живут ромеи? Нет. Это потомки варваров, когда-то захвативших Рим», — подчеркнул президент ННГУ.

Затем перед собравшимися выступил Дмитрий Шмонин. В своем докладе он обозначил роль теологии в современном российском высшем образовании, рассказал о глобальных вызовах, которые стоят перед ней, и конкретных задачах. «В России сейчас теология преподается только в 96 вузах, причем 50 процентов из них — это духовные школы. Но ведь теология — инструмент, который поможет формировать у молодых людей правильное мировоззрение. Существуют различные подходы к образованию: собственно педагогический, культурологический, философский. Но необходим богословский подход. Мне видится необходимым знакомить с теологией государственных служащих и студентов вузов. В последнем случае это могут быть краткосрочные курсы или теология в составе какого-то курса». – сказал директор института теологии СПбГУ.

Сергей Дмитриев выступил с докладом «Наука и религия». Он отметил, что эти понятия не являются взаимоисключающими. «И наука, и религия выполняют мировоззренческую функцию. Первая решает задачи, опираясь на факты, вторая основывается на опыте веры. Многие известные ученые были верующими людьми: Блез Паскаль, Макс Планк и другие. В целом, нужно сказать, что религия и наука во многом определяют настоящее и будущее страны. И диалог между ними обязателен», — подчеркнул ректор НГТУ.

Лев Шапошников рассказал собравшимся о государственной политике в сфере духовного образования, об уставах отечественных духовных академий XIX и начала XX веков. Он отметил, что первые духовные школы были учреждены в России при Петре I, и одной из них стала Нижегородская духовная семинария, отметившая в прошлом году 300-летие. Президент НГПУ с своем докладе развеял миф о том, что духовное образование находилось в совершенной изоляции от светского. Уставы академий разных лет вводили все больше светских дисциплин в учебный процесс.

Доклад Бориса Шахова назывался «Духовность и профессионализм — факторы формирования личности врача». Выступающий задался вопросом: можно ли воспитать в человеке милосердие или это врожденное чувство? Мнения ученых по этому поводу разнятся. Кто-то утверждает, что если не дано, то развить уже невозможно. Но есть и другое утверждение: чувство сострадания, милосердия может проснуться в любом человеке. И как раз эти чувства необходимы врачу не меньше, чем профессиональные знания и навыки. А примером для будущих медицинских работников могут стать жития святых: апостола Луки, великомученика Пантелеимона, святителя Луки Крымского и многих других врачей.

Затем состоялось обсуждение докладов. Участники заседания пришли к решению создать программы взаимодействия с вузами по тематике встречи. Также было решено организовать комиссию при Совете ректоров по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения.

«Главный итог заседания – это начало глубокого погружения в тему, осмысления того, что есть сейчас цель российского образования, — отметила Ольга Бараева, – через богословский взгляд, через анализ того, что есть человек сегодня. По пути взаимодействия Церкви и образования нужно идти системно, смотреть на процесс с учетом вызовов времени, обозначать конкретные задачи конкретного вуза, чтобы воспитать достойного специалиста, будь то инженер, медицинский работник, педагог или представитель любой другой профессии. Воспитание – это процесс, сразу проблемы не исправишь. И сегодня произошел «запуск» механизмов, которые будут искать пути их решения».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.