Текст Марины Дружковой. Фото Глеба Пушменкова
6 января, в Рождественский сочельник, в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода были совершены Царские часы, Великая вечерня и Божественная литургия святителя Василия Великого. Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики храмов Нижнего Новгорода.
Во время литургии архипастырь вручил священнослужителям церковные награды. Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери-Церкви и к празднику Рождества Христова иерей Аркадий Забатурин удостоен права ношения наперсного креста, иереи Сергий Вопилин и Кирилл Фокин удостоены права ношения камилавки, иерей Роман Борисов удостоен права ношения набедренника.
Обратившись к собравшимся в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии сказал, что Рождественский сочельник — время особого поста, день, предваряющий великое событие – святое Рождество Христово, и напомнил о духовном и историческом значении этого события: «Мы с вами сегодня слышали слова из Священного Писания о том, что Бог сотворил небо и землю, весь космос. Это творение совершалось второй ипостасью Святой Троицы — Богом Словом, Который воплотился и пришел к нам на землю через Деву Марию. Совершилась величайшая тайна, которую не дано познать ни ангелам, ни человекам – во Христе соединился истинный Бог и истинный человек. С воплощением Спасителя сбылось обетование Божие о спасении рода человеческого».
«Многие люди спали в ту святую ночь или занимались своими земными делами: строили планы, возлагая надежду на свое общественное положение, свою силу, власть и деньги, но совсем рядом происходит нечто такое, перед чем все земные планы рассыпаются в прах. И только простые пастухи сподобились услышать в эту благодатную ночь небесную весть о рождении Спасителя, увидеть и услышать ликование всего ангельского мира, всего неба, которые славили Бога и говорили, что на земле Мир и с людьми Божие благоволение. Эти слова мы слышим ежедневно, но не отдаем себе отчет об их глубине, их силе. Приуготовляя себя к этой благой вести, будем восклицать вместе с ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир. Мир в душе, в сердце каждого человека, который идет навстречу ко Господу. Мир на Русской земле, в наших домах, и Божие благоволение с нами, с нашими детьми и внуками. С наступающим праздником великого Рождества Христова!» — добавил митрополит Георгий.
После богослужения управляющий епархией преподал каждому присутствующему в храме ребенку свое благословение и вручил детское Евангелие, иконку Рождества Христова и шоколадку.
Затем владыка освятил сочиво – вареные зерна пшеницы с медом. Его раздали присутствующим в храме.
Вкушать «сочиво» (или «коливо») положено в канун праздника только после литургии. Таким образом, часть сочельника 6 января проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке (Мф 2:2), возвестившей о рождении Христа. Однако уставом эта традиция не предписана.
Справка:
Особый чин часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими, совершается трижды в год: в преддверии праздников Рождества Христова и Крещения Господня (и посвящается этим священным событиям), а также в Великую пятницу — ради Страстей Господних.
Народное название произошло от древней традиции Византии: на этом богослужении в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам император, и русские благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Помимо псалмов, на каждом часе (они совершаются подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Литургия святителя Василия Великого совершается в сочельник накануне Рождества Христова. Всего это богослужение совершается десять раз в год. Молитвы, читаемые в алтаре более длительны, чем при литургии святителя Иоанна Златоуста, а песнопения медленнее и протяжнее. Вместо молитвы «Достойно есть…» исполняется «О Тебе радуется…». По окончании богослужения на середину храма выносят свечу (символ Вифлеемской звезды) и икону Рождества Христова и поют тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.