Сайт Нижегородской епархии — Андрей Жунусов
По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия 10 августа состоялся традиционный для павловчан крестный ход вокруг города Павлово с Шуйской (Смоленской) иконой Божией Матери.
Крестный ход во главе с иереем Сергием Зайцевым, клириком Скорбященской церкви города Павлово, после молебна в Вознесенской церкви отправился к Воскресенской церкви. Возле нее священники, певчие и другие участники крестного хода пропели пасхальные тропари, кондаки и стихиры. Затем они направились к Георгиевской часовне, где были совершены молебен великомученику Георгию Победоносцу и заупокойная лития. Далее крестоходцы подошли к центральному кладбищу города Павлова и Покровскому храму — там были совершены молебен и заупокойная лития. Оттуда маршрут лежал через села: Таремское, Завалищи, Ближнее Давыдово и Восточный поселок города Павлово.
По ходу движения крестного хода совершались духовные песнопения, молебны с водосвятием, священники вели беседы на религиозные темы.
Жители сел проявляли гостеприимство, встречая участников крестного хода хлебом и солью и устраивая для них трапезы на привалах.
Справка:
Икона Божией Матери Шуйская (Смоленская) особо почиталась в селе Павлово с XVIII века.
Вот что пишет А. Смирнов в книге «Павлово и Ворсма – известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии» (1864 г.): «В 1771 году в царствование Государыни Императрицы Екатерины II в отечество наше проникла из Молдавии чума, распространившаяся и в Павлове. В то самое время, когда эта моровая язва достигла высшей степени своего развития, явилась у жителей Павлова мысль: написать для избавления от бедствия икону Богородицы «Смоленская».
Но кому поручить написание иконы? Вопрос этот привел всех в затруднение. Единственный тогдашний иконописец в Павлове, крестьянин Андрей Федотович Минеев, был закоренелый раскольник, а потому упорно отказывался ехать в Шую для снятия копии с чудотворной иконы. Другого мастера искать было некогда. Вскоре все устроилось; неоднократные усиленные просьбы жителей Павлова победили упорство Минеева: он отправился в Шую, сделал снимок с тамошнего образа и дома изобразил его на доске. Икона была написана в одну неделю. Эту неделю в Павлове все, от мала до велика, постились, и сам иконописец, приступая к изображению лика Богоматери, наложил на себя строгий пост.
Когда икона была готова, 1 число ноября было назначено для перенесения ее в древний Спасо-Преображенский храм. Народ вместе с духовенством, с крестами и хоругвями, отправился к дому Минеева, где находилась икона; близ нее было совершено с коленопреклонением молебствие, по окончании коего икона взята и внесена в церковь. По словам старожилов, во время этого хода пение духовное было заглушаемо молитвенным воплем народа. В тот же день была отслужена всенощная, и на другой, после Литургии, совершен крестный ход вокруг села.
Гибельная язва в тот же самый день, по преданию, потеряла силу и вскоре совершенно прекратилась.
С тех пор эта икона благоговейно чтится всеми павловцами, и в часы общественных и семейных радостей, и в дни бед и скорбей они прибегают к ней с молитвою. То же предание прибавляет, что иконописец Минеев так был поражен чудесным избавлением Павлова от моровой язвы, что не только сам оставил свое раскольническое заблуждение, но и обратил всех своих единомышленников к единоверию».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.