Текст Татьяны Гариной. Фото Александра Чурбанова
5 мая, в праздник Светлого Христова Воскресения, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил череду богослужений – Пасхальную полунощницу, крестный ход, утреню и Божественную литургию.
Правящему архиерею сослужили секретарь епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Малафеев, руководитель епархиального отдела физической культуры и спорта протоиерей Михаил Минюхин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики.
На богослужении присутствовали глава города Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, член Совета Федерации ФС РФ от законодательной власти Нижегородской области Александр Вайнберг, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, заместители губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев и Сергей Морозов, министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов, начальник Главного управления МЧС России по Нижегородской области Валерий Синьков, президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Роман Стронгин, президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова Борис Жигалев, руководитель городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, директор школы №187 Валерий Малинин.
Вместе с прихожанами в храме молились студенты Нижегородской духовной семинарии (НДС), студентки центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) и учащиеся Александро-Невской православной гимназии Нижнего Новгорода.
Богослужебные песнопения исполнили хор кафедрального собора, женский хор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки и хор Нижегородского музыкального училища имени М.А. Балакирева.
В организации богослужения помогали волонтеры Нижегородской епархии.
В этом году Евангелие прозвучало на 23 языках: церковнославянском, греческом, латинском, иврите, английском, французском, немецком, японском, китайском, грузинском, болгарском, молдавском, польском, эстонском, латышском, украинском, белорусском, чувашском, башкирском, татарском, мордовском, арабском, азербайджанском.
На двух европейских языках текст Евангелия прочли представители руководства нижегородских вузов: на английском – президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Роман Стронгин, на французском – президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова Борис Жигалев.
Чтение пасхального Евангелия на разных языках – давно установленная традиция в память о том, что Евангелие должно быть проповедано во всех народах. В последние годы во время пасхальной службы в нижегородском кафедральном соборе Евангелие произносят не только священнослужители, но и семинаристы.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Глава Нижегородской митрополии зачитал присутствующим Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.
Управляющий Нижегородской епархией поздравил нижегородцев с праздником Светлого Христова Воскресения и обратился к ним с архипастырским словом.
В конце богослужения глава Нижегородской митрополии совершил освящение артоса. Также по многолетней традиции архипастырь подарил участникам богослужения сувенирные яйца – символ праздника Пасхи, а детям – пасхальные подарки.
Справка:
Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник, Торжество Торжеств. Спаситель мира – Сын Божий Иисус Христос – воскрес в третий день после Своей Крестной смерти и восстановил связь человека с Богом, утраченную после грехопадения первых людей. Своим Воскресением Господь открыл человечеству дорогу в Царствие Небесное, до этого недоступную. Само слово Пасха значит «переведение», «переход»: от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.
Евангелие повествует, как по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели жены-мироносицы пришли ко Гробу Учителя, чтобы умастить Его Тело благовонным миром, и первые на земле получили ангельскую благую весть: «Он воскрес!»
Пасхальная служба полна ликованием о Воскресшем Христе. Череду праздничных богослужений открывает Пасхальная полунощница.
В ее начале посередине храма, перед праздничной иконой находится Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе. Основная часть Пасхальной полунощницы – чтение священником канона Великой субботы, повествующего о погребении Христа. В конце богослужения через Царские врата Плащаницу заносят в алтарь и полагают на престоле. Она останется там до праздника Вознесения Господня в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
В полночь начинается крестный ход вокруг храма. Он символизирует переход от мрака язычества к свету христианства и освещается горящими свечами в руках молящихся. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное верующими, под радостный звон колоколов выходит из храма, будто навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Обойдя вокруг храма, крестоходцы останавливаются в притворе перед закрытыми дверьми, символизирующими сейчас вход ко Гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Раскрываются двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Далее следует Пасхальная утреня. На ней поется пасхальный канон из восьми частей – сочинение святого Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии. На каждой песни канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!» Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.
Затем поются торжественные пасхальные стихиры. В конце утрени торжественно читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника Пасхи: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа? Христос воскрес – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших (1Кор 15:20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
После утрени начинается Пасхальная литургия. Во время нее царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что Небо нам ныне отверсто. Закрываются царские врата лишь через неделю, в субботу после литургии.
Пасхальная Литургия, совершаемая по чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений.
Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя.
Евангельское чтение Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. Но читаемая первая глава от Иоанна, начинающаяся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1), является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. Евангелие обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.
В конце службы освящается особый хлеб, напоминающий огромную просфору — артос, что в переводе с древнегреческого и означает «хлеб». Его будут всю будущую неделю – Светлую седмицу – носить на крестных ходах, а разрежут и раздадут людям в Светлую субботу. Вкушают кусочки артоса с молитвой и благоговением.
Празднование Воскресения Христова не заканчивается Светлой седмицей. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение 40 дней – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа, и завершается в среду шестой недели (седмицы) по Пасхе, накануне праздника Вознесения.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.