Текст Оксаны Москвиной. Фото Александра Фролова и Александра Чурбанова
В ночь на 16 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил череду богослужений – Пасхальную полунощницу, крестный ход, утреню и Божественную литургию.
Правящему архиерею сослужили секретарь епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, благочинный Московского округа иерей Олег Карсаков, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики.
На богослужении присутствовали заместители губернатора Нижегородской области Сергей Морозов и Андрей Гнеушев, глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов, председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев, начальник Главного управления МВД России по Нижегородской области генерал-лейтенант полиции Юрий Арсентьев, президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин, президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова Борис Жигалев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, руководитель городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, директор школы №187 Валерий Малинин, экс-губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев (2001-2005).
Вместе с прихожанами в храме молились учащиеся Александро-Невской православной гимназии Нижнего Новгорода, Нижегородской духовной семинарии (НДС) и студентки центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
Богослужебные песнопения исполнили хор кафедрального собора и женский хор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки.
В организации богослужения помогали волонтеры Нижегородской епархии.
В этом году Евангелие прозвучало на 21 языке: церковнославянском, греческом, латинском, иврите, японском, английском, немецком, французском, испанском, молдавском, украинском, белорусском, сербском, эстонском, арабском, грузинском, марийском, чувашском, башкирском, азербайджанском, мордовском.
На двух европейских языках текст Евангелия прочли представители руководства нижегородских вузов: на английском – президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин, на французском – президент Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова Борис Жигалев.
Чтение пасхального Евангелия на разных языках – давно установленная традиция в память о том, что Евангелие должно быть проповедано во всех народах. В последние годы во время пасхальной службы в нижегородском кафедральном соборе Евангелие произносят не только священнослужители, но и семинаристы.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Глава Нижегородской митрополии зачитал присутствующим Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.
Управляющий Нижегородской епархией поздравил нижегородцев с праздником Светлого Христова Воскресения и обратился к ним с архипастырским словом. «Блаженный Августин сказал: «Ты, Господи, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, доколе не успокоится в Тебе». Эта жажда души особенно чувствуется на Пасху, когда мы собираемся под сенью православных храмов, внимаем словам молитвы и напитываем свои души благодатью духа святого. Соборная молитва в храме является важнейшей духовной скрепой, которая помогает нам в своей стране, на своей земле хранить тысячелетнюю традицию веры православной. Но наш взор устремлен в будущее, наши заботы – о наших детях, о будущих поколениях. На их пути встречается много соблазнов и искушений, лжеучителя и лженаставники, которые пытаются их соблазнить. Мы, осознавая свою немощь, все упование полагаем на Господа. И будем помнить, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Когда Иисус был распят и погребен, то казалось, что тьма победила свет, зло взяло власть над добром, временное победило вечное, земное – небесное. Но Христос восстал из мертвых и Церковь восклицает: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Христос вырвал жало у смерти, разрушил врата ада. Будем уповать на Господа, с Богом все у нас управится, устроится и благоукрасится. Я всех поздравляю с праздником и пусть мир и Божие благословение пребывают со всей Нижегородской землей. Христос Воскресе!», – сказал нижегородский архипастырь.
В конце богослужения глава Нижегородской митрополии совершил освящение артоса. Также по многолетней традиции архипастырь подарил участникам богослужения сувенирные яйца – символ праздника Пасхи, а детям – пасхальные подарки.
Справка:
Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник, Торжество Торжеств. Спаситель мира – Сын Божий Иисус Христос – воскрес в третий день после Своей Крестной смерти и восстановил связь человека с Богом, утраченную после грехопадения первых людей. Своим Воскресением Господь открыл человечеству дорогу в Царствие Небесное, до этого недоступную. Само слово Пасха значит «переведение», «переход»: от небытия — к бытию, из ада — на небо, от смерти и тления — к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека.
Евангелие повествует, как по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели жены-мироносицы пришли ко Гробу Учителя, чтобы умастить Его Тело благовонным миром, и первые на земле получили ангельскую благую весть: «Он воскрес!»
Пасхальная служба полна ликованием о Воскресшем Христе. Череду праздничных богослужений открывает Пасхальная полунощница.
В ее начале посередине храма, перед праздничной иконой находится Плащаница – украшенный вышитый плат с изображением Христа, лежащего во гробе. Основная часть Пасхальной полунощницы – чтение священником канона Великой субботы, повествующего о погребении Христа. В конце богослужения через Царские врата Плащаницу заносят в алтарь и полагают на престоле. Она останется там до праздника Вознесения Господня в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
В полночь начинается крестный ход вокруг храма. Он символизирует переход от мрака язычества к свету христианства и освещается горящими свечами в руках молящихся. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное верующими, под радостный звон колоколов выходит из храма, будто навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Обойдя вокруг храма, крестоходцы останавливаются в притворе перед закрытыми дверьми, символизирующими сейчас вход ко Гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Раскрываются двери, и крестный ход входит в храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Далее следует Пасхальная утреня. На ней поется пасхальный канон из восьми частей – сочинение святого Иоанна Дамаскина, жившего в IX веке в Сирии. На каждой песни канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!» Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.
Затем поются торжественные пасхальные стихиры. В конце утрени торжественно читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, рассказывающее о духовной сути праздника Пасхи: «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа? Христос воскрес – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших (1Кор 15:20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
После утрени начинается Пасхальная литургия. Во время нее царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что Небо нам ныне отверсто. Закрываются царские врата лишь через неделю, в субботу после литургии.
Пасхальная Литургия, совершаемая по чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений.
Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа — Утешителя.
Евангельское чтение Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. Но читаемая первая глава от Иоанна, начинающаяся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1), является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. Евангелие обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.
В конце службы освящается особый хлеб, напоминающий огромную просфору — артос, что в переводе с древнегреческого и означает «хлеб». Его будут всю будущую неделю – Светлую седмицу – носить на крестных ходах, а разрежут и раздадут людям в Светлую субботу. Вкушают кусочки артоса с молитвой и благоговением.
Празднование Воскресения Христова не заканчивается Светлой седмицей. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение 40 дней – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа, и завершается в среду шестой недели (седмицы) по Пасхе, накануне праздника Вознесения.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.