Текст Марии Курякиной
В Сарове обнаружен осколок одного из 19 колоколов старинной звонницы Свято-Успенского монастыря – Саровской пустыни.
Осколок колокола принес в колокольную мастерскую Саровской православной гимназии духовник учебного заведения протоиерей Владимир Кузнецов, которому его передала жительница города Галина Щербакова. Педагог гимназии, колокольный мастер Глеб Комаревский, вскоре установил, от какого колокола был отколот этот фрагмент.
Как пояснил Глеб Витальевич, края осколка покрыты многолетней патиной (окислом), то есть он не от колокола недавнего литья. По расположению орнамента и валиков понятно, где этот элемент располагался на тулове колокола. Толщина стенки и радиус дуги дали информацию о том, что колокол весил несколько десятков пудов. Поскольку в округе тяжелые колокола были только на монастырской колокольне, предположили, что осколок — от колокола Саровской пустыни. Так как осколок достаточно большой, по его параметрам удалось рассчитать диаметр и вес колокола. Вес всех саровских колоколов известен из монастырского архива, поэтому стало возможным определить, от какого из них был отколот найденный фрагмент.
«Хочу выразить благодарность своим коллегам, литейщикам и колокольным мастерам, к которым обращался за консультацией: Николаю Пяткову, Федору Дубровишину, Олегу Бадерникову, Алексею Талашкину, Виктору Васильеву. Особая благодарность старшему звонарю московского Данилова монастыря иеродиакону Роману (Огрызкову) – он поставил окончательную точку в идентификации», — отметил Глеб Комаревский.
Отец Роман обратил внимание на характерный орнамент, которым наряжал свои колокола в 1680-90-е годы мастер Михайло Лодыгин; этот же орнамент спустя век использовался на заводе Струговщикова. По архивам выяснилось, что колокол с Саровской колокольни под названием «Пахомиев» был куплен в 1785 году, а отливался на заводе Струговщикова в Москве. Это был шестой по величине колокол ансамбля Саровской колокольни весом 86 пудов и языком в три пуда. Его пожертвовал в Саровскую пустынь епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий. На подаренном колоколе был двойной пояс с надписями, а также барельефы иконы «Воскресение Христово» и Владимирской иконы Божией Матери.
Как рассказала Галина Щербакова, обломок «Пахомиева» колокола десятилетиями хранился в их семье как память о покойной бабушке Прасковье Афанасьевне Аксеновой. По словам бабушки, когда в 1927-1928 годах разоряли Саровский монастырь и сбрасывали колокола с колокольни, местные жители разбирали себе осколки. Один из них хранился у Прасковьи Афанасьевны как святыня, рядом с иконами.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.