Текст и фото Марины Смирновой, Кстовского и Балахнинского благочиний Нижегородской епархии
21 июля, в день Казанской иконы Божией Матери, в Спасо-Преображенском соборе в Сормовском благочинии Нижегородской епархии отметили престольный праздник. Северный придел храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.
Вторую Божественную литургию и всенощное бдение накануне возглавил благочинный Сормовского округа, настоятель храма иерей Андрей Рузанов. За всенощным бдением ему сослужили клирики Спасо-Преображенского собора протоиерей Артемий Паршин, иерей Александр Калаганов и иерей Серафим Творогов. На утрене был совершен акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской.
За Божественной литургией вознесена молитва о Святой Руси.
Проповедь на тему праздника произнес иерей Александр Калаганов. По окончании богослужения священнослужители совершили молебен с крестным ходом. Богослужения прошли при большом стечении прихожан, многие причастились Святых Христовых Таин. Настоятель поздравил всех с престольным праздником храма, причастников – с принятием Святых Христовых Таин.
21 июля, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Великий Враг викарий Нижегородской епархии, благочинный Кстовского округа епископ Дальнеконстантиновский Филарет возглавил Божественную литургию.
Его Преосвященству сослужили клирик церкви протоиерей Александр Николаев, клирик храма в честь святого благоверного князя Георгия Всеволодовича и святителя Симона диакон Димитрий Юсов. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский смешанный хор.
По запричастном стихе епископ Филарет поздравил прихожан с летним празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери и напомнил историю обретения этого почитаемого чудотворного образа: «Сегодня Святая Церковь особо чтит образ Пресвятой Богородицы «Казанская», явление которой совершилось в 1579 году во граде Казани при известных всем вам обстоятельствах, когда случился большой пожар и на одном из пепелищ, согласно сну отроковицы Матроны, был найден этот святой образ. Через этот образ Божия Матерь даровала многие благодеяния всему нашему народу и нашему Отечеству. Мы верим, что Богородица присутствует среди нас через Свои иконы. Кто не обращается к Матери Божией в своих молитвах, в своих чаяниях? К кому мы прибегаем, когда нас постигают скорби? Каждый из нас обращается к Царице Небесной, взывает к Ней о помощи, говорит слова благодарности за те или иные благодеяния, которые Божия Матерь оказывает просящим. Пресвятая Богородица, спаси нас, Пресвятая Богородица, помогай нам, Пресвятая Богородица, не оставляй нас грешных. Аминь».
По окончании богослужения епископ Филарет возглавил крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия и окроплением святой водой прихожан. Протоиерей Александр Николаев поблагодарил епископа Филарета за архипастырский визит в этот значимый день и за совместную молитву и подарил картину с изображением храма.
На территории церкви прошло мероприятие, посвященное престольному празднику и Дню села. Епископ Филарет обратился к присутствующим с приветственным словом и принял участие в награждении благодарственными письмами клирика храма протоиерея Александра Николаева и помощников прихода.
Завершением праздника стала общая трапеза во дворе храма.
Впервые слова молитв на Великовражской земле зазвучали еще в конце XIV века, когда на высоком берегу Волги была основана Великовражская пустынь. В 1380 году войско под предводительством князя Дмитрия Донского одерживает значительную победу над ордынским войском хана Мамая на поле Куликовом. Не последнюю роль в этом сражении сыграли иноки московского Симонового монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на участие в походе святой преподобный Сергий Радонежский. После Куликовской битвы в качестве благодарности Господу и монахам монастыря князь Дмитрий Донской пожаловал обители многочисленные земельные угодья, в том числе и в пределах нынешнего Кстовского района. Здесь монахи занимались рыбной ловлей, возделывали земли и безустанно молились.
Документы конца XVI века указывают, что в Великовражской пустыни было два церковных престола: в честь Божией Матери и в честь святителя Николая Чудотворца. Именно икону святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца и дарит Иван Грозный в феврале 1548 года, когда проходит эти места во время второго похода на Казань.
В 1628 году первый царь из династии Романовых Михаил подтвердил права Симонова монастыря на село Великий Враг и пожаловал пустыни Казанскую икону Божией Матери. Икона эта является одним из самых ранних списков с подлинного образа. В середине XVIII века Великовражскую пустынь упразнили. Большую часть имущества перевезли в Московский Симонов монастырь, а церкви сделали приходскими.
В 1777 году здесь случился сильный пожар, истребивший большую часть монастырских построек. Только спустя 11 лет, в 1788 году великовражцы поставили небольшой деревянный храм в честь Тихона Амафунтского Чудотворца (сейчас на этом месте расположена небольшая часовня). В 1792 году был возведен ныне существующий храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
В начале XX века Казанский храм посетил почитаемый молитвенник, ныне святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1937 году церковь была закрыта, ее настоятель протоиерей Михаил Сигрианский был репрессирован. Уже на Пасху 1944 года богослужения были возобновлены и с тех пор не прекращались. При храме действует воскресная школа, создана военно-патриотическая дружина в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. Активную работу ведет семейный клуб «Трезвение», основной деятельностью которого является помощь людям с химическими зависимостями, а также их родственникам.
24 июля 2022 года в селе Великий Враг отметили 230-летие храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
21 июля в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Юрино Балахнинского района по случаю престольного праздника также была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил викарий Нижегородской епархии, благочинный Балахнинского округа епископ Сормовский Иннокентий. Его Преосвященству сослужили настоятель храма иерей Дионисий Мелешкин и клирик соборного храма в честь Рождества Христова в Балахне диакон Георгий Родионов.
На престольный праздник приехали жители близлежащих городов и сел. По окончании богослужения было совершено славление празднику перед старинной иконой Божией Матери «Казанская». Епископ Иннокентий обратился ко всем с поздравлением и архипастырским словом и напомнил, что, хотя Россия и считается хранимой Богом, это не повод расслабляться и бездельничать. «Ведь даже священная Римская империя и «Второй Рим» – Византия – пали. «Третий Рим», который олицетворяет земля Русская, тоже может пасть, если мы потеряем духовность. Поэтому нужно молиться и трудиться, возделывать поля, которые уже начинают зарастать лесами. Не следует стремиться уехать в город, лучше жить в своем родном селе, ценя те дары, которые нам послал Господь», – сказал епископ Иннокентий.
Справка:
Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» – одна из самых почитаемых в России. Ее явление в 1579 году в Казани описал очевидец патриарх Гермоген, который в то время служил священником казанской Гостинодворской Никольской церкви. Девятилетняя стрелецкая дочь Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище их дома. В указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону Богородицы.
Об этом мгновенно узнал весь город, сбежался народ, архиепископ крестным ходом перенес образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда – в Благовещенский собор. А на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, и первой его монахиней стала та самая Матрона, принявшая постриг с именем Мавра. Святитель Гермоген, став митрополитом Казанским, в 1594 году написал «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани». В 1579 году список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану.
В Смутное время Казанская икона стала военной святыней второго ополчения князя Дмитрия Пожарского, который после победы поставил образ в своей приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. По указу царя Михаила Романова было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Казанскую икону стали почитать как покровительницу дома Романовых. Следы оригинала, что был найден в XVI веке на казанском пепелище, утеряны еще век назад. Считается, что в 1904 году явленную икону вместе с другими иконами в ценных окладах выкрали церковные воры из Казанского Богородицкого монастыря.
Фото Сормовского благочиния
Фото Кстовского благочиния
Фото Балахнинского благочиния
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.