Текст Надежды Муравьевой
28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.
Главе Нижегородской митрополии сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, а также настоятель обители игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков и другие клирики епархии.
На богослужении присутствовал председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
За литургией вместе с прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), ученики православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.
В ходе богослужения правящий архиерей вручил клирикам Нижегородской епархии патриаршие награды. Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери Церкви ко дню Святой Пасхи протоиерей Иоанн Гдешинский удостоен права служения литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…», протоиерей Александр Брюховец и иеромонах Дорофей (Баранов) – права ношения палицы.
По запричастном стихе епископ Филарет зачитал собравшимся Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием, принятое на заседании Священного Синода 25 августа.
После богослужения состоялся крестный ход вокруг храма.
По окончании литургии игумен Никон поблагодарил главу митрополии за совершенное богослужение и труды по возрождению обители. Настоятель монастыря преподнес архипастырю икону «Успение Пресвятой Богородицы». Он отметил, что в честь этого праздника освящен главный престол величественного собора, возродившегося теперь из небытия, и что именно здесь больше 20 лет лет почивали святые мощи преподобного Серафима Саровского после их обретения. Игумен Никон поприветствовал всех участников богослужения словами, которыми встречал приходящих к нему Саровский старец: «Христос Воскресе!»
Затем поздравление с праздником прозвучало для митрополита Георгия и всех присутствующих из уст первых выпускников Саровской православной гимназии, окончивших ее в этом году. Молодые люди преподнесли владыке образ преподобного Серафима Саровского, написанный выпускницами гимназии, занимающимися иконописью. Кроме того, они подарили управляющему епархией фотографию, на которой он запечатлен вместе с саровскими гимназистами. Фотография была сделана в конце августа прошлого года после молебна перед началом учебных занятий.
Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы.
«О Матери Божией много веков назад воспели ангелы и архангелы: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим…». И мы часто произносим эти слова молитвы, но всегда ли вдумываемся в их смысл? — отметил владыка Георгий. – Пречистая Дева — человек — во славе Божественной стала выше ангельского и архангельского чина. Мы имеем на небе великую Ходатаицу. У людей Ветхого завета такой Заступницы не было, не было Ее благословенного Покрова. Сложно представить, как бы мы жили без него в сложных жизненных обстоятельствах. Взять хотя бы вредоносное поветрие, обрушившееся на мир, унесшее жизни, на какой-то период лишившее людей возможности посещать храмы. Не будь у нас Покрова Царицы Небесной, заступничества святых и веры в милосердие Божие, нас, наверное, раздирали бы страхи и мучило уныние. Но Покров Царицы Небесной мы сами можем сорвать с себя неблаговидными делами и мыслями. Об этом тоже всегда нужно помнить».
Особо митрополит Георгий обратился к гимназистам и пожелал им помощи Божией в предстоящих ученических трудах.
«Если наши дети будут воспитаны в духе православия, то есть надежда на счастливое будущее России, — сказал владыка. – Однако, добрый плод сам по себе не произрастет. Растение нужно поливать, удобрять, уничтожать сорняки. Это великий труд, но благодатный. Я хочу пожелать нашим выпускникам, гимназистам, и всем детям здесь на богослужении, чтобы вы дали место Богу в своей жизни, чтоб Покров Царицы Небесной неотступно пребывал с вами».
Справка:
Праздник Успения Божией Матери называют Богородичной Пасхой. Это день торжества и прославления Пречистой. Ее жизнь завершилась физической смертью, как и соответствует человеческой природе. Но Божественной силой Дева Мария была вознесена с телом на небо. Она воскресла после смерти и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего.
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову, Пресвятая Дева в 43 году вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в Ефес, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. Она побывала и на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Святитель Амвросий Медиоланский, основываясь на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Апостолы прибывшие чудесным образом, увидев друг друга, радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время нее также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» — и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога. Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие сопровождали одр со свечами и кадилами. Торжественное шествие двинулось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, донесли об этом первосвященникам и книжникам. Те хотели разогнать сопровождавших, а тело Пречистой сжечь. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но Силы Небесные опустились к земле и оградили шествие невидимой стеной.
В Гефсимании святые апостолы три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и сожалел, что не удостоился последнего благословения и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости решились открыть пещеру и доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину о панагии — обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне существует в монастырях.
Пречистое тело Богородицы было погребено на семейном кладбище у подножия Елеонской горы, где находится Гефсиманский сад. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе — в долине. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. Здесь хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело. Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделенные по лицу земли на части, до сих пор творят чудеса.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.