Текст Надежды Муравьевой. Фото Кирилла Баркова
28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.
Правящему архиерею сослужили настоятель этой обители игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, помощник управляющего епархией по административно-хозяйственным вопросам иерей Александр Гимоян, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
За литургией вместе с прихожанами молились ученики православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.
На богослужении присутствовали директор Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Олег Кривошеев, руководитель городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, директор школы №187 Нижнего Новгорода Валерий Малинин.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг храма.
Затем были вознесены молитвы Пресвятой Богородице.
После этого был совершен молебен на начало учебного года.
Игумен Никон поблагодарил главу Нижегородской митрополии за совершенное богослужение и труды по возрождению обители. Настоятель монастыря преподнес управляющему епархией заздравную просфору.
Далее поздравление с праздником прозвучало для митрополита Георгия и всех присутствующих из уст учеников православной гимназии. Они выразили правящему архиерею благодарность за архипастырскую заботу об учебном заведении.
Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава митрополии поздравил всех с днем Успения Божией Матери — престольным праздником Свято–Успенской Саровской пустыни.
«На иконе Успения Пресвятой Богородицы изображена Пречистая Дева на смертном одре, вокруг Нее – апостолы, а в центре Христос-Спаситель с душой Божией Матери. Но Господа апостолы будто не видят, все их взоры устремлены на смертный одр. Почему? Господь на иконе Успения Божией Матери в другом измерении, Он в горнем мире. Когда человек заканчивает свой земной путь, то не исчезает бесследно, просто его душа переходит в иное состояние, он идет в иной мир. А вот куда? В горние обители или в преисподнюю? В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о двух сестрах Марфе и Марии, которые принимали Христа в своем доме. Марфа заботилась об угощении, о том чтобы хорошо принять гостей. Мария же села у ног Спасителя и слушала его речи. Марфа бросает упрек Марии, почему та не хочет помочь ей по хозяйству. Спаситель же говорит, что именно Мария избрала благое. О чем этот евангельский рассказ? Значит, нам не нужно заботиться о пропитании, о жилище? Все это, конечно, требует заботы, но надо понимать, что важнее в этой жизни. Две сестры как две составляющие человеческой сущности. Марфа – тело, Мария – душа. Духовное для каждого человека должно быть выше материального, небесное – выше земного. Это враг рода человеческого хочет, чтобы мы жили земными, временными интересами и пренебрегали вечным. Праздник Успения Божией Матери помогает нам трезвиться умом и просвещаться сердцем. Пресвятая Богородица – наша Заступнице, Ходатаица пред лицом Божиим, наша Нерушимая Стена. Сегодня, в день Ее праздника, мы вновь и вновь восклицаем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице». И тех, кто приносит Ей свои молитвы с чистым сокрушенным сердцем, Матерь Божия никогда не оставит!», – сказал управляющий Нижегородской епархией.
Митрополит Георгий особо поприветствовал педагогов православной гимназии, учеников и их родителей. Он пожелал им помощи Божией, усердия в освоении знаний гимназистам и сил родителям и педагогам на ниве образования и воспитания.
Справка:
Среди праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божией Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника.
Профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».
Все церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом не известно так мало, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у кого из христианских писателей не обнаруживается указаний на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете.
Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном.
Предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на острове Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына, и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон.
По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и завещала похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.
Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так — летящими на облаках — они изображаются на иконах Успения. По преданию, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.