Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > В Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни отметили престольный праздник

В Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни отметили престольный праздник

12:22, 28 августа 2024

Текст Татьяны Гариной. Фото Александра Чурбанова

28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.

Правящему архиерею сослужили настоятель этой обители игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, руководитель организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель контрольно-ревизионного отдела Нижегородской епархии иерей Александр Копейкин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении присутствовали заместитель директора Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Олег Кривошеев, руководитель государственного центра специальной связи Иван Гайченя, первый заместитель руководителя государственного центра специальной связи Максим Манченко, начальник регионального управления специальной связи по Приволжскому региону Сергей Логунов, глава города Сарова Алексей Сафонов.

В храме вместе с прихожанами молились ученики Саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Нижегородской епархии под управлением протодиакона Антония Молева. Хор гимназистов под руководством педагога Веры Липовой исполнил часть богослужебных песнопений.

По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг храма.

Затем митрополит Георгий прочитал молитву на начало нового учебного года.

Игумен Никон поблагодарил главу Нижегородской митрополии за совершенное богослужение и труды по возрождению обители. Настоятель монастыря преподнес управляющему епархией заздравную просфору.

Далее митрополита Георгия и всех присутствующих с праздником Успения Пресвятой Богородицы поздравили воспитанники православной гимназии. Они выразили правящему архиерею благодарность за архипастырскую заботу об учебном заведении и преподнесли цветы и икону святого великомученика Георгия Победоносца.

Обратившись к собравшимся со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с днем Успения Божией Матери — престольным праздником Свято–Успенской Саровской пустыни.

«Всех вас поздравляю с престольным праздником святой обители, которая дала немало подвижников благочестия на Русской земле. Саров всегда был образцом благочестивой подвижнической жизни, а монастырь – источником благодати для верующих. Старец Назарий был истребован в Санкт-Петербург, а потом на Валаам, чтобы выстраивать там духовную жизнь. Конечно, для всех нас духовным лицом является батюшка Серафим Саровский. Русская земля всегда жила верой в Бога и святые обители были прибежищем для людей, проходивших искушения. Благодаря этому люди не потеряли веру. XX век очень непростой, тяжело идет возрождение монастырей. Верующие очень ждали, что на Дивеевской и Саровской земле возобновится молитва, и первым был возрожден храм в честь преподобного Серафима Саровского. 1 августа 2016 года Святейший Патриарх Кирилл совершил закладку Успенского собора, а 31 июля 2019 года освятил этот собор. В этом году мы отмечаем первый юбилей – пять лет с освящения собора, поздравляю всех вас с этим радостным событием», – сказал митрополит Георгий.

Справка: 

Среди праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божией Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника.

Профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».

Все церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом не известно так мало, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у кого из христианских писателей не обнаруживается указаний на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете.

Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном.

Предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она посетила праведного Лазаря на острове Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына, и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон.

По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь — символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и завещала похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.

Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так — летящими на облаках — они изображаются на иконах Успения. По преданию, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.