Текст Татьяны Гариной. Фото Кирилла Баркова
13 апреля, в Великий четверг, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин омовения ног.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
За литургией правящий архиерей вручил священнослужителям патриаршие награды. Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери Церкви ко дню Святой Пасхи протоиерей Сергий Матвеев удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш …». Игумен Серафим (Дубровский), протоиерей Сергий Лепихин и протоиерей Александр Крушев удостоены права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы…».
После Божественной литургии митрополит Георгий по традиции Православной Церкви совершил чин омовения ног. По образу Христа, омывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной вечерей, правящий архиерей омыл ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
По окончании богослужения управляющий Нижегородской епархией обратился к верующим с архипастырским словом.
«По милости Божией мы с вами завершили святую Чытередесятницу Великого поста и вступили в Страстную седмицу. Сегодня, в Великий четверток, Церковь Христова вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь наш Иисус Христос установил таинство Евхаристии. Благословив и преломив хлеб, Он сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26).
На этой вечере Господь стал омывать ноги ученикам. Он и раньше говорил им о том, что возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя возвысится. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», — объясняет Он ученикам (Мк 10:41). Они слышали эти слова Спасителя, но еще не смогли до конца принять их. Тогда Господь Своим примером показывает им: Он начинает омывать им ноги. Сначала апостолы не понимают, что происходит. Только Петр, якобы пытаясь проявить благочестие, протестует: «Не умоешь ног моих вовеки!» Но Иисус отвечает ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда Петр говорит Ему: «Господи, не только ноги мои, но и руки, и голову».
После Воскресения Господь говорит Своим ученикам, чтобы они не забывали Ему служить, когда Он отойдет на небо. Они, в человеческом недоумении, спрашивают: «Господи, как мы тебе послужим, если тебя не будет с нами?» Он объясняет: «Голодного накормили — Меня накормили, жаждущего напоили – Меня напоили, больного утешили – Меня утешили, заключенного в темницу посетили — Меня посетили». Во всех Его наставлениях заключается главная заповедь: любите друг друга.
Господь говорит, что Его учеников узнают по той любви, которая в них будет. Мы можем соблюдать посты, молиться, делать поклоны, стоять на богослужении (то же самое выполняли фарисеи), но Господь сказал, что этого мало. Если мы совершаем все эти подвиги, а в сердце своем злые, людей осуждаем, немощным, слабым не помогаем, то где тогда плоды такой веры? Сегодня человеку легче совершить сотню поклонов, чем чашку подать немощному. Вспомним же в эту Страстную седмицу еще раз эти наставления Господа нашего Иисуса Христа, а также определение любви, данное апостолом Павлом. Любовь, пишет он, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (см. 1 Кор 13:4–8).
Каждый из нас должен спросить себя: «Как ты относишься к людям»? Священное Писание напоминает нам, что тот, кто говорит о любви к Богу, «а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20).
Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего встречал, кланяясь до земли и говоря ему: «Радость моя, Христос воскресе!» Он кланялся не человеку, а выказывал уважение к Богу. Ведь каждый из нас носит образ Божий. Служа этому образу через людей, мы служим Богу.
Желаю мира, добра, утешения, усердия завершить Страстную седмицу и встретить Великую Пасху!», – сказал митрополит Георгий.
Справка:
В Великий четверг Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками-апостолами, на которой Христос установил главное таинство христианской веры — Евхаристию — и омыл ноги ученикам.
Евангельским основанием чина омовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив омовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).
В воспоминание этого события на литургии Великого четверга после заамвонной молитвы в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин омовения ног. Архиерей омывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на Тайную вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
Чин омовения ног возник в Иерусалиме в VI—VII веках. Не позднее VIII века он перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга.
В практике Русской Православной Церкви в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе в Москве впервые в новейшей истории Русской Церкви совершил чин омовения ног.
В Великий Четверг происходит заготовление Святых Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре. Из нее священники в течение всего года берут Святые Дары и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти на причащение в храм.
Вечером Великого Четверга совершается утреня Великой пятницы. Главная особенность этого богослужения – чтение так называемых 12 Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.