Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В Великую среду митрополит Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре

В Великую среду митрополит Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре

11:48, 1 мая 2024

Текст Татьяны Гариной. Фото Николая Рахматулина

1 мая, в Великую среду, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Успенском храме нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), братия обители в священном сане и другие клирики Нижегородской епархии.

По окончании богослужения митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом: «По милости Божией мы с вами проходим Страстную седмицу. Сегодня у нас Великая среда. Этот день претворяет великое событие – Великий четверток, когда Господь Бог наш Иисус Христос соберется с учениками в Сионской горнице и установит таинство Причастия. Это центр нашей духовной жизни! Вот как описывает это событие апостол Матфей: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 26-28). Господь дает нам великое таинство – Причастие во оставление наших грехов. То есть чтобы мы освободились от греховной скверны и приобщились благодати Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский нам говорит, что истинный смысл человека на земле ­ стяжание духа мирного. Что нам мешает стяжать этот дух? Мешает дьявол со слугами своими бесами. Мешают наши грехи и страсти. А помогают нам Господь, ангелы Божии и приобщение благодати Духа Святаго через церковное таинство – Причастие Святых Христовых Таин».

Глава Нижегородской митрополии также поблагодарил архимандрита Тихона и братию монастыря за духовные труды и пожелал дальнейшего процветания Печерской обители.

Справка:

Великая Среда имеет всего две темы в богослужении: помазание женщиной-грешницей ног Господа Иисуса и предательство Иуды. Однако эти две темы очень важны, соответствуют контексту евангельского повествования и для них в Триоди положено большое количество песнопений (в Великую Среду стихир больше, чем в предыдущие дни).

Помазание женщиной ног Господа Иисуса. В Евангелиях всего четыре фрагмента, где говорится о подобном событии: Мф.26:6–13, Мк.14:3–9, Лк.7:36–50 и Ин.12:1–8. Так как повествования апостолов Матфея и Марка идентичны, то можно говорить о трех фрагментах: помазание некоей женщиной главы Христа накануне страданий (Мф.26:6–13 = Мк.14:3–9), помазание ног Господа женщиной-блудницей (Лк.7:36–50) и помазание ног Господа Марией, сестрой Марфы и Лазаря, накануне Его входа в Иерусалим (Ин.12:1–8).

В кондаке дня поступок женщины представлен как образец покаяния для всех людей: «Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя».

Парадоксально: негодному апостолу Иуде в службах Страстной седмицы посвящено гораздо больше внимания, чем остальным апостолам: его предательство является одной из основных тем двух дней – Великой Среды и Великого Четверга, а также второстепенной темой Великой Пятницы. Понятно, что в этом поступке Церковь видит трагедию общечеловеческого масштаба.

Замечательной идеей, жемчужиной службы Великой Среды является сравнение двух событий, составляющих две темы богослужения, соединение этих тем в рамках одного песнопения. На одном полюсе сравнения стоит блудница, великая грешница, которая своим добродетельным поступком восходит от погибели к спасению, а на другом — Иуда, бывший одним из ближайших учеников Христа, который совершает прямо противоположные действия и в итоге со своего высокого положения низвергается в пропасть. Особенно ярко выглядят противопоставления щедрости женщины и сребролюбия Иуды, благоговейных поцелуев блудницы и предательского поцелуя ученика.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.