Текст Татьяны Снегиревой
7 декабря в Выксе в рамках проведения епархиального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» прошла конференция «Средства духовно-нравственного воспитания в системе образования». В мероприятии, организованном отделом религиозного образования и катехизации Выксунской епархии, приняли участие священнослужители, представители управлений образования, руководители и педагоги общеобразовательных организаций, учреждений дошкольного и дополнительного образования муниципалитетов, входящих в канонические пределы Выксунской епархии.
Конференция открылась пленарным заседанием, которое возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава. Правящий архиерей обратился к собравшимся с напутственным словом, в котором говорил о вызовах современной цивилизации, особенно опасных с мировоззренческой точки зрения и в условиях географического сокращения распространения христианства.
Архипастырь сравнил современное образование с образованием XIX века, отметив, что нынешние школы проигрывают дореволюционным.
«Система образования, которое можно было получить 200 лет назад, дало России плеяду выдающихся в интеллектуальном плане личностей. Почему? Потому что оно было отождествимо с воспитанием, являя собой процесс целостный и плодотворный. Задача образования – придать ученику мировоззренческий нравственный статус», – подчеркнул епископ Варнава.
Ведущий заседания особо остановился на различиях понятий «нравственность» и «духовность», после чего сформулировал цель встречи – поделиться опытом духовно-нравственного воспитания, в котором определяющим должен быть нравственный облик учителя. В заключение управляющий епархией привел слова Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но для того чтобы зажечь факел, нужно гореть самому».
Начальник управления образования администрации Выксунского городского округа Наталья Илюшкова отметила, что перед современными педагогами стоит непростая задача воспитания в каждом ученике гражданина, и в этом контексте тема Рождественских чтений – «Культура, общество, личность» – выбрана неслучайно.
«Казалось бы, причем здесь образование? – пригласила к рассуждению чиновник. – Но без него не сформируются ни личность, ни общество – категории взаимосвязанные, сущность коих определена культурой как неизбежной составляющей национальной идентичности».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.