Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Во Всероссийский день трезвости в Нижнем Новгороде состоялся крестный ход «За жизнь и трезвую Россию»

Во Всероссийский день трезвости в Нижнем Новгороде состоялся крестный ход «За жизнь и трезвую Россию»

14:41, 11 сентября 2022

Текст Оксаны Москвиной. Фото Кирилла Баркова

11 сентября, в день памяти усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Нижнем Новгороде состоялся традиционный крестный ход «За жизнь и трезвую Россию», приуроченный к Всероссийскому дню трезвости. Шествие началось молебным пением на улице Большая Покровская перед церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Возглавил крестный ход викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия. В нем также участвовали благочинный Нижегородского округа иерей Александр Гимоян, руководитель епархиального отдела образования и катехизации протоиерей Евгений Худин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев и другие клирики епархии.

Перед молебным пением архипастырь поздравил собравшихся с днем памяти пророка Иоанна Предтечи, а также с праздником Собора Нижегородских святых, которой в этом году также отмечается 11 сентября. Владыка Илия обратился к многочисленным участникам с крестного хода предложением вместе помолиться о тех, кто страдает недугом винопития или наркомании, для их избавления и исцеления.

После этого начался крестный ход, в котором вместе с духовенством приняли участие студенты Нижегородской духовной семинарии, члены клубов трезвения, подопечные реабилитационных центров епархии, прихожане храмов Нижегородской епархии. В организации шествия помогали волонтеры Нижегородской епархии.

В городе Кстово крестные ходы в День трезвости проходят уже более 20 лет. В областном центре такое шествие организовано в пятый раз.

Впереди крестного хода с хоругвями шествовали представители нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев. Участники крестного хода несли икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая постоянно пребывает в скиту нижегородского Благовещенского монастыря в Борском благочинии, и молились о даровании сил для утверждения в обществе трезвого образа жизни, противодействия алкоголизации и наркотизации.

Крестоходы проследовали по улице Большая Покровская в кремль, где перед памятником основателям Нижнего Новгорода святому великому князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону у Михаило-Архангельского собора было совершено величание. После этого к участникам шествия обратился протоиерей Евгений Худин: «В этот благословенный день в самом сердце Нижнего Новгорода мы славим Пречистую Матерь и вспоминаем историческое событие: усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История этого события неразрывно связана с темой сегодняшнего крестного хода — с темой трезвения. Господь особо в евангельском обращении говорит всем нам: «Ни пьяницы, ни блудницы Царствия Божия не наследуют». Но не всегда эти слова проникают в наши сердца. Недавно смотрел интервью наркозависимого человека, который чудом выжил и пытается выбраться из этого тумана. Он рассказал о первых своих впечатлениях от употребления: «Первый раз попробовал – зависимости не было, второй раз – тоже не было». Он третий раз употребил. И только очнувшись в реанимации, понял, что это и есть зависимость. Настолько хитрая и умная, что готова обвести вокруг пальца любого из нас с вами. Тому примером является Денница, некогда лучший и светлейший из ангелов, в помрачении ума восставший против Бога. И наше с вами помрачение ума, изменение сознания после употребления психоактивных веществ сродни этому тяжкому недугу, этому противопоставлению себя Богу. А ведь каждый из нас – Божие творение! О каждом из нас Господь радеет в радости, в молитве и ждет от нас благодарности. Каждому из нас Господь дарует в сердце и веру, и надежду, и любовь, и нет ни одной ситуации, которой мы могли бы оправдать употребление психоактивных веществ. Каждый из нас может сказать, что выпить, покурить, принять какое-то более сильное вещество можно в любом состоянии: от радости, от горести, от нечего делать, в спокойном состоянии духа. Пресвятая Богородице, святой Пророче Предтече Креститель Господень Иоанне, молите Бога о нас, дабы наш ум пребывал в трезвении, дабы наше тело не испытывало воздействия этих искусственных веществ, которые разрушают и уничтожают нашу личность. Призываю всех к целомудрию, к целостности ума, чтобы дух, душа и тело в трезвении радовалось этой жизни и прославляло творение Божие и Бога-Отца. Аминь».

Затем шествие продолжилось по Ивановскому съезду до храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Там было совершено молебное пение этому святому.

Далее крестный ход проследовал по Нижне-Волжской набережной и Похвалинскому съезду до Благовещенского мужского монастыря, где его участников встретил настоятель обители архимандрит Александр (Лукин) с братией. Там был отслужен молебен о тех, кто страдает недугом винопития или наркомании, после которого епископ Илия поблагодарил многочисленных участников крестного хода за совместную молитву.

Протоиерей Андрей Кириллов обратился к собравшимся с пастырским словом. Он напомнил событие, которое много лет назад совершилось в этот день – убийство Иоанна Крестителя. А причина этого убийства – страсть пьянства, ведь решение убить пророка было принято во время пьяного пира. «Откуда эта страсть берет начало и почему она так распространена во все времена и особенно в современном обществе? Святые отцы указывают, что первые люди – Адам и Ева, потеряв рай, потеряв богообщение, стали искать его не в духовном мире, а в плотском. И теми страстями, которые появились в жизни человечества, человек пытается найти то райское блаженство или состояние духа, которое было свойственно первым людям. Как указывают зависимые люди, человек, предавая себя в плен той или иной страсти, испытывает определенные переживания, которые, как он объясняет в обычной жизни невозможно пережить. Но мы понимаем, что с духовной точки зрения это ловушка, в которую попадает всякий человек и человечество в общем. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывал, что человек, потеряв рай в своем сердце, пытается его через физическую оболочку обрести. Но обретает он не рай, а страдания, потому что вино, пища или другие страсти, которым предается человек, заглушают совесть только на некоторое время. А потом человек опять жаждет этой страсти. Вспоминается преподобный Серафим Саровский, который говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Известно, что преподобный Серафим всякого человека, который приходил к нему, встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». В этих словах, а еще паче в его состоянии подвижника чувствовалась та духовная радость, которой он жил постоянно. Эта духовная радость дается от высоты духовной жизни. Невозможно иным образом, другими путями достичь духовной радости. Человек, который переживает духовную радость, не нуждается ни в каком веществе: ни в вине, ни в наркотике. Потому что сама трезвая жизнь приносит радость, несравнимо большую, чем радость от выпитой рюмки или сделанного укола. Поэтому те страсти, которые существуют в жизни человечества и каждого человека в отдельности – это те духовные капканы, в которые попадает всякий человек. К сожалению, в жизни нашего общества и в нашей личной жизни было и есть много примеров, которые указывают, что причина многих неустройств именно в духовной плоскости, в жизни самого человека. Статистика свидетельствует, что большинство преступлений человек совершает в невменяемом состоянии – в алкогольном или наркотическом опьянении. Это говорит о том, что человек не может контролировать себя в этом состоянии. Чтобы выйти из него, покинуть область греха и страсти, необходимо обратиться к Богу. Зависимому человеку необходимо признать болезнь за собой, затем обратиться к Богу и прибегать к благодати Божией. У Бога все возможно. Возможно исцеление от любого греха и от любой страсти. Необходимо только сделать первый шаг. Сегодняшний день, когда мы вспоминаем это печальное событие, должен подвигать каждого из нас, чтобы мы вели не только внешний трезвый образ жизни, но наипаче духовный образ жизни, который способствует идти трезво по этой жизни в жизнь вечную. Аминь».

Справка:

Впервые Всероссийский день трезвости был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году, а в 1914 году было принято решение проводить его ежегодно. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В советское время традиция отмечать День трезвости была прервана, но в 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил ее.

Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост.

Злоупотребление алкогольными напитками признано «одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви». Это отражено в Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Как отметил по случаю Дня трезвости Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, люди нередко совершают непоправимые поступки под влиянием алкоголя, разрушая порой не только свою жизнь, но и жизни окружающих. Сегодня многие, осознавая пагубность различного рода зависимостей, обращаются за помощью в церковные организации. При этом важнейшим условием, помогающим преодолеть инерцию греха, является изменение мировоззрения.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.