Сайт Нижегородской митрополии. Текст Людмилы Крапивиной.
6 декабря впервые в Нижнем Новгороде была исполнена музыкальная оратория для солистов, хора и струнного оркестра «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Концерт состоялся в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В концерте участвовали струнная группа оркестра этого театра и студенты кафедры струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, хор театра (хормейстер – главный хормейстер театра Эдуард Пастухов), муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Борис Мокеев), хор Нижегородского православного женского духовного училища (регент — Татьяна Кострова).
Перед началом концерта митрополит Иларион, обращаясь к зрителям, сказал: «Очень рад возможности посетить Нижний Новгород и присутствовать на исполнении этого сочинения, которое я написал пять с половиной лет назад. Мне хотелось перенести на сцену концертного зала атмосферу богослужений Страстной седмицы. В центре этого произведения – история страстей Христовых. Евангельское чтение прерывается музыкальными номерами, в основе которых лежит текст богослужения Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы. Это те литургические тексты на славянском языке, которые насыщены очень глубоким богословским и эмоциональным содержанием. В них раскрывается смысл страданий Спасителя, и православный взгляд на страсти Христовы через эти песнопения усваивается душой и сердцем верующих. Это произведение генетически связано и со «Страстями по Матфею» Баха, которые послужили образцом для него, но в еще большей степени оно связано с православным богослужением. Мне хотелось традиционный для западной музыки жанр «Страстей» наполнить православным содержанием».
Справка:
«Страсти по Матфею» митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве и через один день – в Риме.
Сочинение это написано для классического состава струнного оркестра и смешанного хора с участием солистов. Оно делится на четыре тематические части: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение». Написано для исполнения во время духовного концерта, не во время богослужения.
Строилось оно изначально по классическому образцу: например, вступает хор, затем следуют слова евангелиста, которые читаются в манере, характерной для чтения Евангелия в православном храме, то есть на одной ноте (псалмодическое, ровное чтение). Далее идет хорал, который, основываясь на богослужебных текстах Страстной седмицы, поддерживает наше молитвенное сопереживание определенному евангельскому фрагменту.
[v2339]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.