Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Завершается реставрация монументальной живописи в западной части Воскресенского кафедрального собора Арзамаса

Завершается реставрация монументальной живописи в западной части Воскресенского кафедрального собора Арзамаса

12:19, 10 февраля 2022

Текст Марины Дружковой. Фото Глеба Пушменкова

В Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса продолжается второй этап реставрационных работ. Их выполняют специалисты ярославской художественной мастерской «Реставратор».

В настоящее время в интерьере работают реставраторы живописи, лепнины и деревянной резьбы. К сегодняшнему дню завершается реставрация стенописи в западной части храма – на подпружных арках, сводах и в конхе (полукуполе), где изображен масштабный сюжет Входа Господня в Иерусалим. В скором времени художники-реставраторы приступят к работам на восточной стороне собора.

Как рассказал автор проекта реставрации стенописи Воскресенского собора, художник-реставратор высшей квалификации Евгений Чижов, тонировать Ступинскую живопись оказалось непросто, поскольку она имеет очень много оттенков и только на первый взгляд кажется монохромной. «При тонировке авторской живописи мы используем розовую и черную гризайль, умбру натуральную и жженую, охру и белила. Открытые части тела изображаются с вкраплением розовой краски. Поэтому правильнее стенопись в Воскресенском соборе будет назвать монохромной живописью с подцветкой личного письма», – подчеркнул художник-реставратор.

Евгений Чижов пояснил, что живопись выполнена в сдержанной гамме под классицизм, здесь много имитации лепнины, орнаментов. Видно, что художники копировали с гравюр. Особенность этой живописи в том, что она выполнена не маслом, как это характерно для академической живописи, а в технике клеевой стенописи. В связи с этим монументальная роспись Воскресенского собора смотрится более сдержанно и достойно.

Лепщики приступили к реставрации архитектурно-лепного декора в центральном куполе, а реставраторы деревянной резьбы ведут работы в левом приделе Всех Святых и на центральном иконостасе.

«В приделе реставраторы закрывают щели в конструкции иконостаса, шпаклюют, и покрывают красочным слоем, а в центральной части собора расчищают тело иконостаса: проводят расчистку иконостаса от пылевых загрязнений, снимают потемневшую лаковую пленку, покрывают последовательно лаком, а также восполняют утраченные элементы резьбы и реставрируют иконы в тех местах, где их невозможно демонтировать», – рассказала архитектор-реставратор Ирина Фурина. По ее словам, орнамент резьбы сложный, ажурный, некоторые детали выполнены в несколько слоев, что значительно усложняет работу реставраторов.

В подклете Воскресенского собора продолжается реставрация стен и полов. Установлены новые окна с энергосберегающими стеклами. Завершен монтаж отсечной гидроизоляции стен. Продолжаются работы по реставрации исторической кирпичной кладки стен и сводов, ремонт полов и обмазка стен.

Как сообщалось ранее, на сегодняшний день завершена реставрация монументальной живописи на фронтонах. На восточном фронтоне Воскресенского собора находится композиция «Восстание Христа от гроба», на западном — «Собор всех святых», с южной стороны — «Явление Святой Троицы Аврааму», с севера — «Покров Пресвятой Богородицы». Всего по фасадам собора выполнены 70 процентов объема работ. Также была отреставрирована кирпичная кладка фасада храма, на 55 процентов — архитектурно-лепной декор.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.