Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Нижний Новгород в 1812 году
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (106) 17:07, 24 ноября 2016

Нижний Новгород в 1812 году

002-22-106-17Много открытий подарили любителям нижегородской старины отечественные архивы. Взгляд со стороны не менее любопытен. Не так давно стараниями отечественных историков в Нижнем Новгороде были изданы уникальные записки финляндского студента Эрика Густава Эрстрёма, благодаря которым мы можем по-новому взглянуть на жизнь города в XIX веке и сравнить, что изменилось в церковной жизни нижегородцев за два столетия. Публикуем отрывки из дневника Эрстрёма от 14(26) января 1813 года.

Крещение

После богослужения в кафедральном соборе все направились к Волге. Впереди шел церковный хор, затем несли иконы и хоругви. Затем шел архиерей и духовенство в парадном облачении, а за ними следовала многочисленная людская толпа.

На волжском льду возвели храм, где стоя­ла чаша с водой. Перед храмом в самом льду сделали прорубь в форме креста. Вокруг — ограждение из еловых и сосновых ветвей.

Духовенство вошло в храм, и все иконы разместили вокруг внутри ограждения. Архиерей и остальное священство читали молитвы, пел хор. Кадилом окурили воду в чаше, а также в вырубленном во льду кресте, который наполнился водой через отверстие снизу. Наконец архиерей трижды опустил крест в воду, отчего вода в Волге стала святой.

Церемония завершилась торжественным песнопением. Военные прошли парадным маршем и произвели залп из орудий. Затем окропили полковые знамена и самих солдат.

Губернатор и высшее чиновничество Нижнего Новгорода спустились вниз, чтобы выпить воды. За ними хлынула толпа.

Одни пили воду, другие промывали больные глаза, третьи кропили немощные руки. Почти все наполняли водой бутылки. Целый день прорубь и чашу с водой в храме окружала многочисленная толпа.

Священное благоговение

Если вам интересно, то следуйте за мной в кафедральный Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода (речь идет о соборе Нижегородского кремля, перестроенном в 1830 е годы и взорванном в 1929 году).

<…> Наступает время литургии, и я предполагаю, что ее проведет сам архиерей. Перед образами святых зажигают свечи как символ молитвенного огня, и церковный хор занимает свои места.

Звонят во все колокола. У церковных дверей священники с горящими свечами и распятием встречают архиерея. Он надевает свое облачение, берет епископский посох и идет к царским вратам. В правой руке у него подсвечник с тремя свечами, а в левой — с двумя. Ими он крестит прихожан, благословляя их. В алтарное пространство вместе с ним идут два архимандрита, помогающие ему вести службу.

Дьякон читает молитвы, а церковный хор в это время повторяет: «Аминь». Затем хор поет хвалебные песни и молитвы за императора и воинов.

После этих молитв царские врата открываются, и архиерей проводит богослужение. Церковный хор поет, святыни благословляются. Из малого входа выносят Евангелие, и все присутствующие священники торжественно проносят его через царские врата, а затем через всю церковь. Перед священной книгой несут горящие свечи. Курение, исходящее от кадила, символизирует облако, скрывшее Христа от глаз учеников.

Главное событие — причастие, когда вершится братская трапеза. Это обозначает последнее пришествие Христа. Архи­ерей берет в руки чашу, поднимая над головой, и идет по церкви. Впереди несут горящие свечи. В давние времена чашу нес сам правитель, которому только для этого и было позволено пройти через царские врата. Все священники идут следом, каждый из них несет один из священных сосудов.

Сначала причащаются священники. Это происходит за закрытыми царскими вратами, поскольку этот миг столь священен, что мы в силу своей слабости не выдержали бы лицезрения великолепия, которое наполняет церковь в этот момент. Архи­ерей преломляет хлеб и кладет его в чашу с вином. Он вкушает братскую трапезу со священниками. Это священнодействие сопровождается звоном колоколов.

<…> Никогда не забуду тот день, когда я впервые присутствовал на службе, — это было в университетской церкви в Москве. Впечатляющая роскошь храма, священный запах ладана, который витал над прихожанами, торжественность обрядов, величественность богослужения, прекрасные песнопения, красивейшие из всех, какие я только слышал, глубокая набожность собравшихся — все это пробудило в моей душе священное благоговение. Я устыдился, осознав, что был чужд всем этим молитвам, любви и святости.

Открытие царских врат, созерцание святынь, шествие священников, слово Божье, каждение, песнопения — все это вызывает чувство величия, заставляющее душу подняться над земным.

001-22-106-17Ложка дегтя

Русское богослужение проводится на славянском языке — языке русской церкви. Церковный язык — это древний русский, и тому, кто знает русский, не составит большого труда понять его. Но нет ничего удивительного в том, что церковный язык непонятен московским господам и дамам, больше изучавшим французский, нежели русский, и, возможно, не читавшим на родном языке ничего, кроме переведенных с французского непристойных романов.

Набожность присуща всему народу

В домах у русских всегда много икон. Русский никогда не закончит трапезы и не ляжет спать, не помолившись перед ними. Иконы часто имеют серебряные, золотые и эмалевые оклады, и в таком виде они являются настоящим украшением любых покоев.

Помимо домашних икон небесного покровителя у каждого русского есть собственный крест и собственный образ святого, чье имя он получает при крещении. Крест носят на груди, а образ вешают в жилой комнате.

В церкви люди крестятся совершенно по-разному. Знатный человек крестит только грудь и слегка наклоняет голову. Крепостные крестятся широко: лоб, намного ниже груди, края плеч. Они очень низко кланяются. Иногда падают на колени и склоняют лицо до самого пола.

Русский редко пройдет мимо церкви, не перекрестившись. Он крестится, увидев купола издалека. В городах, где церквей много, иногда видишь человека, который крестится, сначала повернувшись в одну сторону, а затем в другую, и, таким образом крестясь, он поворачивается на все четыре стороны, чтобы не быть непочтительным к кому-либо из святых.

Подготовил Иван Калмыков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.