Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Сохраняя и возрождая > Новая жизнь арзамасских святынь
«Ведомости Нижегородской митрополии» №12 (234) 20:05, 28 июня 2022

Новая жизнь арзамасских святынь

Иконы Воскресенского собора реставрируют в Ярославле

Второй год главный храм Арзамаса в строительных лесах. Зрелище для горожан совершенно непривычное, оно и понятно, ведь это первая столь масштабная реконструкция Воскресенского собора за всю его историю. Ремонт кровли и фасадов, устройство отопительной системы (после реконструкции службы будут идти здесь и зимой, и летом), реставрация икон и монументальной живописи — это далеко не полный перечень работ, которые проводятся в кафедральном соборе. Часть икон восстанавливают на месте, в Арзамасе, большинство же отправлено на реставрацию в Ярославль.

В просторной мастерской горит множество настольных ламп. В ярких кругах света — лики Спасителя, Богородицы, святых… Больше 100 икон получают здесь новую жизнь.

— Причин, по которым их привезли в Ярославль, несколько, — говорит Татьяна Васильева, замдиректора по научной работе Ярославской художественной мастерской «Реставратор». — Реставрация икон — сложный технологический процесс, требуются специальное оборудование, освещение, температурно-влажностный режим и так далее. Поэтому большую часть икон мы реставрируем здесь. Некоторые нельзя было перевозить просто в интересах сохранности.

Время загадок и открытий

Второй этап реставрации Воскресенского собора, включающий восстановление икон, длится с марта 2020 года. Но для ярославцев эта работа началась значительно раньше. И велась не в храме и не в мастерских.

— Процесс реставрации начинается с исследований, — говорит Татьяна Васильева. — Мы долго собирали исторические материалы о соборе, работали в архивах, изучали библиографию, музейные собрания. Все это дало нам возможность понять, что эти произведения имеют богатую историю и представляют интерес не только для нашей страны. Они органично вписываются в канву истории мирового искусства.

Во время исследований реставраторы находили сведения, которые можно считать настоящими открытиями. Например, надписи, о которых ранее не было известно. Они и на лицевой части, и на оборотах икон. Одну из них обнаружили во время работы над образом «Богоматерь на троне».

— С этой иконой связана история, которая нам до конца не ясна. Известный краевед Николай Михайлович Щегольков приписывал авторство этого образа и еще одного — «Спаситель на троне» — Николаю Михайловичу Алексееву, академику, зятю Александра Васильевича Ступина. Легенда распространилась. Но в фондах нашего Ярославского музея-заповедника мы обнаружили один из первых списков «Собственноручных записок А. В. Ступина», где он сообщает, что «Богоматерь на троне» и «Спаситель на троне» из главного иконостаса выполнены именно им. Такие противоречия. Понять, кто же автор, сложно: ступинских работ осталось совсем мало. Но оба образа точно ступинской школы: реставратор Елена Кириченко во время работ обнаружила надпись, которая говорит о том, что икона «Богоматерь на троне» написана в школе академика и кавалера Ступина в 1835 году. Обе иконы принадлежат кисти одного мастера, это очевидно.

— Иконописцы очень редко подписывают свои произведения, поэтому содержание надписи было неожиданностью, — говорит мастер Елена Кириченко, которая долго и скрупулезно работала с этим образом. — Полностью ее прочитать невозможно, но по отдельным буквам, цифрам и обрывкам слов можно понять, о чем идет речь. Кроме того, «Богоматерь на троне» написана с применением асфальтовых красок. Это тоже было характерно для школы Ступина.

У «доктора» на приеме

Сейчас в Ярославле мастера восстанавливают иконы центрального иконостаса Воскресенского собора. Все образы выполнены арзамасцами, в основном выпускниками школы Ступина. Тончайшее письмо ликов, расписанные букетами цветов одежды, тонкий орнамент, определенная красочная палитра — это их почерк. Ступинцы отличаются глубоким знанием основ иконописи, ее традиционных приемов. И, кроме того, они прекрасно выполнили иконы в академической манере.

— Допустим, образ «Господь мой, Бог мой» написан в строго канонических традициях. Это один из лучших образцов русской иконописи. И рядом — академический стиль. Удивительно, как гармонично сочетаются во внутреннем пространстве храма каноническая живопись и академическая манера письма! — отмечает Татьяна Васильева. — Синтез архитектуры, монументальной живописи, иконописи, резьбы иконостаса — все выполнено на высочайшем уровне.

Восстанавливают шедевры тоже признанные мастера. Это специалисты, аттестованные Министерством культуры России. А оценивает их работу в том числе федеральный научно-методический совет, состоящий из специалистов, которые в России считаются наиболее авторитетными.

Работать приходится активно. Но нарушать методику нельзя, на каждом этапе реставрации должно быть выдержано определенное время. Икон много, хорошо, что площадь помещения позволяет работать не с одной, а с несколькими одновременно: здесь укрепляют, там подводят левкас, а где-то уже тонируют.

— Система отлажена, — говорит художник-реставратор Наталья Коновалова. — Важно соблюдать методику. Сначала делаем пробное раскрытие на каких-то участках. Каждый процесс фотофиксируется. Сложность еще и в том, что красочный масляный слой очень тонкий, а олифы — толстый. Поэтому удалить потемневшую олифу, то есть высветлить образ, трудно, делать это нужно необычайно осторожно. И к каждому образу — особый подход. Ведь они для нас как пациенты для доктора.

Даже транспортировку икон из Арзамаса пришлось тщательно готовить. Дорога для них стресс. А машина, которая доставила образы в реставрационную мастерскую — своеобразная «скорая помощь».

— Когда иконы привезли, мы их тщательно обследовали, — рассказывает Татьяна Васильева. — Состояние многих было тревожным. Если бы работы по реставрации не были начаты вовремя, мы многое бы, наверное, потеряли. Епархия вовремя позаботилась о Воскресенском соборе.

В этом году его реконструкция должна завершиться. Жители города, да и не только они, с нетерпением ждут этого события. Поистине эпохального. Начнется новая эпоха в жизни храма, воздвигнутого в 1842 году в честь победы русского оружия над Наполеоном, — настоящей жемчужины Арзамаса, одного из прекраснейших храмов России.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.