11–12 октября в Нижегородской духовной семинарии по приглашению ее ректора митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия прошли двухдневные очно-заочные курсы повышения квалификации для преподавателей философии и психологии духовных семинарий России. В Нижний Новгород приехали преподаватели из Сибири, с Дальнего Востока, из южной и центральной частей страны. Представители почти всех духовных учебных заведений России слушали лекторов и задавали вопросы. Секцию по философии возглавил доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидат богословия Виктор Лега. После лекции он дал интервью нашей газете.
— Виктор Петрович, сегодня вы говорили о месте философии в высшем духовном учебном заведении. В чем актуальность этой темы?
— В том, чтобы уметь использовать философский аргумент даже самых далеких от христианства мыслителей для защиты христианства. Но для этого сначала нужно понять, что такое философия, и донести это до студента. Чтобы применять философию на практике, общаясь с материалистами, атеистами, деистами, пантеистами и прочими «истами», нужно понимать философию в ее исторической ретроспективе. Учиться у Платона, Аристотеля, Канта, Фихте, Соловьева, Бердяева и других философов.
Очень жалко и обидно, когда апологетику преподают люди, не имеющие ни философского, ни естественно-научного образования. Любой профессионал вроде Панчина, Дробышевского и других биологов опровергнет их с легкостью. Так что, если ты пришел защищать христианство с точки зрения разума, хотя бы минимум философии ты должен знать. В противном случае, столкнувшись с умным оппонентом, ты поможешь ему утвердиться в убеждении, что в Церкви работают неумные люди и что Бога нет.
— Многие отцы Церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов, получили образование в афинских школах у языческих философов, изучая эллинистическую премудрость. И брали из их систем лучшее для построения своих богословских трудов. Так что все-таки общего между языческой и христианской мудростью?
— Истина, как говорили самые ранние апологеты, повсюду. Разве сумма катетов изменилась от того, что мы стали христианами, а Пифагор был язычником? Или геометрия Эвклида меняется от того, что он был язычником? Древнегреческие языческие философы сделали удивительные научные открытия.
Вспомним, как апостол Павел проповедовал в ареопаге. Если бы я так проповедовал, говорю я своим студентам, меня бы выгнали из всех учебных заведений. Павел пришел к язычникам и говорит: «Вы люди благочестивые…» Он не кидается в обличения, а разговаривает с ними, как с людьми единого взгляда на мир. И мы должны так же, следуя апостолу Павлу, святым отцам-апологетам, видеть в каждом образ Божий, стремление к истине, даже в не умеющих ее искать, заблуждающихся, уходящих в ереси, атеизм и материализм.
Отцы Церкви умели отделять зерна от плевел, находить истину у языческих философов. Современный богослов тоже должен уметь находить истину, даже у оккультистов, если к этому подходить разумно и не бояться войти в эту грязь, как полицейские не боятся работать с преступниками, а врачи — с гноем и опухолями.
А как разговаривать с оккультистом, язычником, атеистом, если ты не знаешь его взглядов и не хочешь его понять, в гордыне своей замкнулся? При таком отношении к инакомыслию мы превращаемся в какую-то секту, оторванную от мира.
— Если говорить о семинаристах, будущих пастырях, для которых философия является одной из главных дисциплин, как она помогает в познании веры?
— Если коротко, философия помогает понять друг друга. Она является мостиком, объединяющим совершенно разные взгляды на мир. Мы часто стоим на собственной позиции и не слышим другого человека. Он нам говорит: «Бога нет», а мы: «Как же»? Он: «Самое лучшее — физика», а мы: «Самое лучшее — это путь спасения»… Люди не слышат друг друга.
Философию не изучают не потому, что не хочется, а потому, что это никому не нужно. Мы можем объяснить структуру Солнечной системы без помощи Бога. И вообще, как сейчас говорят, наука доказала, что Бога нет. Ненужность философии, отказ от поиска Истины и Бога я считаю одной из главных трагедий современного общества. И все потому, что мы не умеем встать на позицию другого человека, его мировоззрения, его логики. Только изнутри логики оппонента я могу подвести его к выводу, что его логика приводит в тупик, к абсурду. И тогда он увидит, что моя позиция более убедительна и логична. Философия — это язык общения, понимания. В XX веке мощное распространение получила герменевтика. Это не только умение толковать священные тексты, как было раньше, это язык понимания, наука понимать друг друга.
— Раз так, может быть, изучать философию полезно всем верующим?
— Конечно, нет. Большинство в этом не нуждается: не поймут, переврут и больше вреда себе нанесут. Поэтому заставлять их изучать философию значит издеваться над ними. А познать Бога можно и с помощью аскезы, очищения и обновления ума и сердца, не только книжным путем — через изучение богословских и духовных трудов. Так и некоторые студенты мне говорят: вот преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, древние христиане изучали Писание и святых отцов, без философии обошлись… А вам кто мешает? Пустыня, тайга, джунгли есть — идите, совершайте подвиг. Но вы пришли в семинарию, в академию…
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.