Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > О дыхании души и «безопасной» йоге
15:30, 24 июля 2015

О дыхании души и «безопасной» йоге

Православие — оно как книга, которую можно читать бесконечно. Чем больше узнаешь, тем больше вопросов возникает. У неофитов они одни. Человек, давно живущий церковной жизнью, начинает задумываться о сути вещей уже на другом уровне, более глубоком. В любом случае, вопросов к батюшке у прихожан накапливается много. На некоторые из них, поступившие от слушателей радио «Образ», отвечает клирик борской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы иерей Андрей Макеев.

Является ли молитва обязательным делом для людей, которые верят в Бога и хотят спастись? Или достаточно не грешить?

— Вначале нужно сказать, что цель жизни христианина — это спасение своей души, достижение богообщения в максимально возможной для него форме. Задача отдаления от греха до его полного искоренения из души и тела человека невыполнима. Но мы знаем, что для Бога нет ничего невозможного. Нужно только попросить, обратиться к Создателю за помощью. А какова форма этого обращения к Богу? Наиболее доступная и понятная нам — молитва. Она по сути своей и является формой диалога с Творцом. Вот и получается, что для решения задачи нашего спасения молитва есть необходимый инструмент и верная помощница.

Зачем же мы молимся? В молитве мы просим Творца о даровании нам помощи в наших делах и добрых начинаниях, просим сил для борьбы с греховными наклонностями и страстями и, конечно, в молитве мы благодарим за все то, что Господь щедро дарует нам по Своему человеколюбию.

Дыхание является необходимым условием для поддержания жизни человека, и не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский, свидетельствуя о чрезвычайной важности молитвы, сравнивал ее с дыханием и называл дыханием души, духовной пищей, духовным питием.

Считает ли Церковь греховной профессию фармацевта? Ведь ему приходится ради прибыли продавать, например, шприцы наркоманам, спиртовые настойки алкоголикам, то есть совершать поступки, противоречащие нравственным нормам.

— По моему мнению, греховных профессий не так много, хотя они и существуют. Их, наверное, нельзя назвать профессиями — это, скорее, род занятий. Например, человек избрал себе делом отъем чужой собственности незаконным путем — попросту говоря, стал мошенником. Мошенничество не может быть честным или нечестным.

Или, например, человек занимается продажей наркотиков. Разумеется, что такое занятие однозначно греховно. Этот род деятельности — абсолютное зло. Но есть профессии, греховность которых определяется отношением к ней конкретного человека. Сказать, что профессия фармацевта греховна, никак нельзя. Если фармацевтику обращают против жизни и здоровья человека, то соучастие в этом становится греховным.

Всегда остается право выбора. Конечно, работодатель вправе уволить сотрудника, если его нравственные установки мешают ведению дела. Поэтому, устраиваясь на ту или иную работу, нужно спросить себя, сможете ли вы ежедневно во время исполнения своих должностных обязанностей делать нравственный выбор в пользу добра.

Говоря о профессиях, можно привести в пример актерское ремесло. В разные времена отношение к нему было разным. Ведь людям приходится играть в том числе и бесов, и ведьм, и отъявленных негодяев, что в свою очередь может в какой-то мере послужить их популяризации.

В ранней Церкви отношение к актерам было крайне негативным, и даже у язычников лицедеи были людьми второго сорта. Какие-либо отношения с ними считались зазорными, даже просто знакомство — мягко говоря, легкомысленным. Многие тогда полагали, что как человек ведет себя на сцене, так же он может вести себя и в жизни.

В современном мире отношение к актерам изменилось принципиальным образом. Сейчас они популярны, уважаемы, к их мнению прислушиваются. Престижность этой профессии определяется в том числе материальными возможностями, которыми успешный актер может похвалиться.

Справедливости ради надо сказать, что актерское искусство при определенных обстоятельствах оказывает позитивное воздействие. Актеры играют множество положительных героев. Конечно, поле деятельности в этой сфере для православного христианина становится очень узким. Он рискует остаться просто невостребованным. Разборчивость при выборе роли может не понравиться работодателю.

Поэтому действительно стремящемуся исполнять заповеди найти свою нишу в этой профессии сложно. И зачастую образ жизни актеров далек от того, к которому должен стремиться православный христианин. То есть, по большому счету, в любой профессии человек должен соотносить свои мысли, дела и поступки с тем учением, приверженцем которого он себя считает.

Можно ли ходить на занятия йогой, или это грех?

— Нужно сказать сначала о том, что йога — это в первую очередь практика духовная. Ее элементы, связанные с физическими упражнениями, выполняют вспомогательные функции. Многие об этом не знают и рассматривают йогу как некую гимнастику, которая помогает избавиться от остеохондроза, например. Но сердцевина этого учения — не физические упражнения. Они нужны для достижения определенного психологического состояния.

Иеромонах Серафим (Роуз), который имел отношение к этой практике, писал о ней достаточно определенно. Допустим, человек думает: духовная составляющая меня не интересует, я хочу поправить спину. Но болящий должен понимать, что эти упражнения уже делают его предрасположенным к принятию каких-то духовных истин сомнительного характера.

Культура, которая сформировала это учение, в основе своей подразумевает определенное отношение к окружающему миру. Если христианин стремится к Богу как к Личности и главное дело его жизни — это богообщение, то йога, напротив, предлагает максимальную отстраненность от всего, что человека окружает. Он должен обратить взор внутрь себя, абстрагироваться в том числе от Бога, Которого люди, занимающиеся этой духовной практикой, не признают Личностью.

Кроме того, йога любой духовный опыт полагает положительным вне зависимости от его источника. Мы же с вами знаем, что духовный мир неоднозначен. Есть сущности, которые настроены к человеку враждебно: падшие духи — аггелы, как мы их с вами называем по-церковнославянски. Даже попытка войти с ними в контакт заканчивается плачевно. Йога такой дифференциации не проводит.

Поэтому человеку, который решил поправить свое здоровье с помощью йоги, нужно хорошенько подумать и, наверное, узнать у врачей, единственный ли это способ справиться с болезнью, посоветоваться с духовно опытным священником. Вообще во всем, что касается духовного здоровья, нужно быть очень и очень осторожными. Потому что исправлять ошибки, сделанные в духовном плане, гораздо сложнее, чем в жизни материальной.

Может ли священник дать благословение на медицинские операции, к которым в Церкви неоднозначное отношение? Например, на донорство органов или на ЭКО? Или же прихожане идут на них без благословения?

— Что такое благословение? Это призывание помощи Божией на какое-то дело или на человека. И, конечно, оно может быть преподано лишь для исполнения благого намерения. По поводу донорства органов нужно сказать, что здесь позиция Церкви такова: если мы знаем, что наши (или наших близких) органы нам послужить в скором будущем уже не смогут, но спасут жизнь кому-то другому, ничего зазорного в таком донорстве нет.

Но есть медицинские операции, на которые изначально Церковь своего благословения дать не может. Например, человек хочет сделать пластическую операцию, но врачи предупреждают, что последствия могут быть непредсказуемыми, и отношение батюшки к этому, я думаю, будет очевидным. Если бы речь шла о жизни и смерти, то подобный риск мог быть оправданным.

Что касается темы продолжения рода, которая сейчас очень актуальна, то если исчерпаны все естественные средства, то скорее всего супруги должны принять эту ситуацию как Богом данную. Можно подумать над тем, чтобы взять ребенка из детского дома. К сожалению, в наше время есть способы зачатия, которые однозначно являются греховными (я имею в виду как раз ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение). И если священник не дает благословения на него, человек должен понимать, что решение он принимает на свой страх и риск и уже решает сам, идти по этому пути или нет.

Беседовала Надежда Спирина

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.