Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Образ Церкви в дореволюционных изданиях
13:46, 3 марта 2014

Образ Церкви в дореволюционных изданиях

«Пресса — это лучший учебник истории», — считает наша собеседница профессор Елена Курбакова. Как вопросы православия освещались в СМИ досоветского периода? Проявляла ли интерес к этой теме светская пресса, привлекала ли в качестве своих экспертов священников, не позволяла ли себе нападки на Церковь, пользуясь объявленной властями свободой слова? Для ответов на эти и другие вопросы Елена Викторовна, преподаватель журналистских дисциплин переводческого факультета Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, предлагает обратиться к опыту нижегородских периодических изданий XIX и начала XX века.

— Елена Викторовна, освещалась ли жизнь Русской Православной Церкви нижегородскими светскими СМИ конца XIX — начала XX века или это была прерогатива только православных изданий?

— Жизнь России всегда была соотнесена с церковным календарем и с теми крупными событиями, которые связаны с образом мышления народа, с его ценностями. При этом можно с полной уверенностью говорить о том, что было определенное разделение на светские и церковные СМИ. В начале прошлого и в позапрошлом веке в нашей губернии существовали «Нижегородские епархиальные ведомости» и, казалось бы, вполне светские газеты.

Жизнь Церкви стояла во главе угла всех газет, даже тех, которые в своих названиях не имели ничего близкого к религиозной тематике.

Давайте возьмем такое частное издание, как «Нижегородский биржевой листок», возникшее в 1875 году. Какой же рубрикой оно начиналось? Смотрим на первую полосу: главная рубрика — «Месяцеслов — календарь». В анонсе обозначены вехи — празднование, почитание тех святых, которые на данное время не должны быть забыты. Эта информация, размещенная в верхнем левом модуле, фактически открывает газету, задает тон.

Передовая статья «Дневник» подписана псевдонимом «Микитич» и по стилистике повествования («как сказано в Писании», «как отмечено нашими предками»…) ориентирована на православные ценности. Хотя само название «Биржевой листок», казалось бы, предполагает публикацию деловых, финансовых событий и новостей.

Потом газета сменила название на «Волгарь». В «новой» газете, прошедшей через «ребрендинг», уже не было привычной рубрики «Месяцеслов», но даже в ее светской хронике мы видим постоянное переплетение с православной жизнью. На страницах номера за 1897 год читаем: «Вчера, в Великий Четверток, архиерейским служением совершено чтение двенадцати Евангелий». И тут же следует информация о том, что «вчера министерством внутренних дел чрезвычайное губернское собрание было разрешено». То есть рядом стоят церковные и светские события. Или публикация «Дни Страстной недели идут к концу» — что это, как не жизнь Церкви, на страницах светского издания!

Вот еще примечательное сообщение в нижегородских светских газетах того времени: «Вчера в кафедральном соборе совершено торжественное молебствие по случаю благополучного разрешения государыни императрицы Александры Феодоровны от бремени рождением дочери, нареченной Татьяной». Это было большое событие для всего русского православного народа. Ведь царь — помазанник Божий, царь — первейший сын Церкви.

— Интересно, выступали ли православные священники того времени в роли журналистов, авторов, комментаторов в нижегородской прессе?

— Это очень важная страница истории России вообще и истории Церкви — в частности. Люди духовного звания, сотрудничая со светской прессой, внесли значительную лепту в дело религиозно-нравственного просвещения широкого круга читателей. Мы часто со студентами, будущими журналистами, «путешествуем» в прошлое России благодаря материа­лам с пожелтевших, выцветших страниц старых газетных подшивок и овладеваем опытом лучших мастеров слова. Например, в 1906 году нижегородский священник Петр Альбицкий выступил в газете «Нижегородский церковно-общественный вестник», правопреемнице «Нижегородских епархиальных ведомостей», со статьей «К вопросу о взаимо­отношениях светского общества и духовенства». Отец Петр пишет о том, как он воспринимает прочитанное им в столичном журнале «Вера и разум» и газете «Санкт-Петербургские ведомости» по этому вопросу, и размышляет о путях преодоления отчужденности русской интеллигенции от своих корней. Причину разлада интеллигенции и священников некоторые видят в самом духовенстве, «которое в силу своей некоей кастовой исключительности в общественной жизни не понимает и игнорирует запросы светского общества». Автор в периодике приводит и другое мнение: «в указанной розни можно винить светское общество и светскую печать, в которых не видно беспристрастия и терпимости, нет оценки нашего вопроса по достоинству».

Или священник Феодор Елеонский — он редактировал «Нижегородский церковно-общественный вестник» на закате издания. На сломе времен, в 1917 — начале 1918 года, когда сменилась власть, в последнем номере «Вестника» Елеонский помещает очень актуальную статью «Тернии печати». Основная ее мысль — о том, что новая власть громко объявляла свободу слова как неотъемлемое право, но это оказалось обманом.

«Новая власть позабывает, что свобода слова принадлежит всем партиям и фракциям — как властным, так и безвластным», — сетовал священник. Но он и не предполагал, до каких ограничений дойдет свобода слова через год-два…

Приятно отметить, что и сегодня служители Церкви немало делают для развития православной публицистики. Если мы посмотрим на издательскую деятельность Вознесенского Печерского мужского монастыря, она может впечатлить не только обывателя, но и специалиста. По тому, как ревностно подбираются документы, как основательно готовится источниковая база, о каком бы издании ни шла речь, будь то журнал «Нижегородская старина» или солидные, хорошо иллюстрированные тематические альбомы, — работа проводится очень масштабная и основательная. Конечно, это во многом связано с большими трудами наместника обители архимандрита Тихона (Затёкина).

— Из приведенных вами примеров можно сделать вывод, что священники того времени занимали активную жизненную позицию в обществе, и более того — свободно излагали свои взгляды с позиции православия.

— Священники очень активно себя проявляли в нижегородской прессе, в особенности в период, когда было разрешено основывать частную прессу всем партиям. Это была особая борьба идей. Я всегда задаюсь вопросом: почему в таких изданиях того времени, как «Козьма Минин», «Минин», «Минин-Сухорук», «Голос Минина», была битва между самими священниками, членами Георгиевского союза русского народа? Почему не было, как раньше, «купно за едино»?

— А прямые нападки на Русскую Православную Церковь случались в газетах и журналах Нижегородской губернии?

— На Нижегородской земле была своя специфика. Сильные корни старообрядчества давали о себе знать. Очень основательно издавались журналы «Старообрядец», «Старообрядцы». Выпуск таких журналов был обусловлен послаблением законодательства, когда 17 октября 1905 года своим Манифестом государь Николай II даровал свободу слова, союзов, собраний, партий. Причем копья в статьях старообрядцев были направлены в сторону Русской Православной Церкви. И для этого использовались разные поводы — даже такой факт, как канонизация преподобного Серафима Саровского в 1903 году.

Конечно, не молчали в связи с такой атакой на православие и «Нижегородские епархиальные ведомости». Но они не опускались до того, чтобы унижать и бранить старообрядцев на своих страницах. Редакцией был выбран правильный христианский и профессиональный журналистский подход: в 1904–1905 годах стали публиковаться многочисленные случаи чудотворной помощи от мощей батюшки Серафима.

— Важнейшей составляющей газеты во все времена была и остается оперативность. Как в этом плане обстояло дело с дореволюционными нижегородскими СМИ?

— Сравнивая периодику конца XIX — начала XX веков с нашим временем, приходится, увы, констатировать, что современные газеты проигрывают своим предшественникам. На ответ по редакционному запросу может уходить 10 дней. Сравним: в конце позапрошлого века переписка с Главным управлением печати в Санкт-Петербурге занимала, как правило, не более 10–12 дней. И это при тогдашнем уровне развития транспорта и связи! А ответ телеграфом мог прийти, как мы сказали бы, — он лайн! Так что сегодня нам есть чему поучиться у СМИ полуторавековой давности.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.