Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Образы суда Божиего
«Ведомости Нижегородской митрополии» №1 (247) 12:41, 18 января 2023

Образы суда Божиего

Притчи о двух сыновьях, злых виноградарях и брачном пире

Накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос в храме в присутствии народа и учеников дал членам синедриона развернутый иносказательный ответ на вопрос о Своей власти. Святой евангелист Матфей приводит три притчи, непосредственно связанные с утверждением власти Сына Божия в свете Его грядущего Суда и Царствия.

Послушание на словах и на деле

Вначале Гос­подь рассказывает притчу о двух сыновьях. Связь этой притчи с предшествующими словами Христа о Его власти прослеживается не сразу, но она, не­сомненно, существует. Сын Божий пред­ва­ря­ет Свое ино­сказание вопросом к членам синедриона, как бы в продолжение разговора о том, какой властью Он творит все Свои дела: «А как вам кажется? У одного человека было два сына…» — и далее следует рассказ о том, как сыновья хозяина виноградника отреаги­ровали на его просьбу пойти поработать в нем. Один ответил: «Не хочу!», но «после, раскаявшись, пошел»; другой же сразу согласился: «Иду, государь!», и не сдержал слова.  «Который из двух исполнил волю отца?» — спрашивает Христос. «Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:28–31).

Смысл притчи достаточно ясен. Первый сын — образ мытарей и грешников, которые своими грехами как бы отказывали Богу в послушании, но, раскаявшись, приняли Мессию и стали достойными Царствия Божия. Фарисеи и книжники представлены в притче в образе второго сына. Они мнимые праведники: внешне исполняют Закон и сохраняют верность Богу, но, отвергая Мессию, нарушают волю Божию и лишают себя Царствия Божия.

Ближайшим примером отвержения воли Божией в иудейском народе стало отношение к проповеди Иоанна Крес­тителя. «Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф 21:32), — проводит параллель Спаситель. Гос­подь обличает иудеев их же устами: во-первых, в том, что они не приняли Иоанна Крестителя, упрекнуть которого в чем-либо в оправдание своего неверия они не в силах, ибо он, несомненно, был праведником, во-вторых, в том, что когда мытари и блудницы, поверив Ему, покаялись и исправили свою жизнь, они, видя это, не захотели признать свое заблуждение и остались костенеть в своем нечестии.

Наемники против наследника

Далее Христос рассказывает притчу о злых виноградарях, которую обычно относят к разряду пророческих, но ее можно рассмотреть и как нравственное наставление. Она была обращена к начальникам иудейским: книжникам, фарисеям и саддукеям, тем, кто считал себя достойным Царствия Божия. Все образы, употребленные в притче, заимствованы из пророчества Исаии (Ис 5:1–7), поэтому слушатели невольно соотносили слова Христа со знакомыми им с детства писаниями.

Виноградник — это избранный Богом еврейский народ. Попечение о нем было вверено Хозяином, то есть Богом, виноградарям — первосвященникам и начальникам народным. Ограда — это Божественный закон. Его насадителями и блюстителями должны были быть они — духовные вожди народа. Господь постоянно посылал к ним Своих слуг — пророков, требовать плодов их управления народом, вразумлять, что не для личной выгоды вверен им виноградник, а для заботы о его плодоношении. Все пророки, как и последний ветхозаветный пророк — Иоанн Креститель — были гонимы, и многие приняли насильственную смерть.

«Итак, — спрашивает Господь, — когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Иудейские начальники, не понимая духовного смысла вопроса, сами возвещают себе приговор. «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф 21:40–41).

Когда приглашенные недостойны пира

Продолжая говорить притчами, Господь  уподобил Царство Небесное «человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти» (Мф 22:2–3). Каждый предпочел заниматься своими делами, выразив тем самым пренебрежение к царю. Не пришли и после повторного приглашения, некоторые даже, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф 22:6).

Во второй книге Паралипоменон есть замечательная параллель: благочестивый царь Езекия после долгого периода идолопоклонства и запустения храма возобновил богослужения и решил отпраздновать праздник Пасхи. Для этого он послал гонцов по всей израильской земле пригласить всех «для совершения пасхи Господу Богу Израилеву» (2 Пар 30:1). «И ходили гонцы из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой, но над ними смеялись и издевались» (2 Пар 30:10).

Реакция царя из евангельской притчи была соответствующей: «Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф 22:7). При этом царь не отменяет торжества. Он созывает на распутьях теперь уже всех подряд, так как пир готов, а званые оказались недостойными принять в нем участие. «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф 22:10).

Но это еще не завершение притчи. Царь, войдя к гостям, видит между ними человека, одетого не в праздничную одежду, и спрашивает его: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» (Мф 22:12). «В древности, — поясняет владыка Аверкий (Таушев), — цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому, призываемому в Царство Христово, дается при крещении светлая одежда чистоты духовной».

Тогда царь приказал слугам связать его и выбросить из дома во тьму ночи — пусть там плачет и скрежещет зубами от досады и холода. Оканчивая притчу, Христос добавил: «ибо много званых, а мало избранных» (Мф 22:14).

Притча о брачном пире по смыслу близка притче о злых виноградарях, она указывает на последствия уклонения евреев от Божественного призыва. Бог готовил Царство Свое для достойных, и зовет войти в него прежде всего Свой избранный народ, зовет их через пророков, через Иоанна Крестителя, зовет их Сыном Своим. Но они не захотели: пророков гнали, Сына убили, от Бога, Небесного Царя, отвернулись. Их постигла печальная участь. В 70‑м году пришли римские войска и истребили их, а город и Храм разрушили. Но еще большая трагедия заключается в богоотверженности Израиля, потере живой связи с Богом.

Но не только судьба еврейского народа открыта в этой притче — указаны и условия вхождения в Царствие Небесное. «Она предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Господь посылает апостолов по всему миру с проповедью и призывом войти в Царство Божие. И язычники наполняют брачный чертог — Церковь Христову. Но одного желания войти недостаточно. Как на пир нужно прийти в чистой парадной одежде, так и в Царствие Божие — с чистой душой и в светлом одеянии Божией правды.

«Отсюда нужно извлечь только знание того, что никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, — толкует Евфимий Зигабен, — то есть одну только веру во Христа, но, омывшись крещением, должно одеться также в брачную одежду, то есть быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, сотканная из добродетелей».

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.