В Вознесенском храме села Степанова полным ходом идет реставрация интерьера. Специалисты объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» работают над сохранением уникального резного иконостаса храма и авторской живописи. А в это время в самом центре Нижнего Новгорода — в епархиальной реставрационной мастерской при Александро-Невском кафедральном соборе — художники миллиметр за миллиметром восстанавливают удивительные иконы храма села Степанова. В течение девяти дней в этом кропотливом труде им помогали семь участниц выездной школы реставрации под руководством художника-реставратора из Санкт-Петербурга Марии Роговой.
Бесценный опыт
Выездная школа реставрации в Нижнем Новгороде была организована впервые. Хотя опыт проведения таких практик для начинающих реставраторов накоплен уже немалый: Общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» проводит их на протяжении трех лет. За это время будущие мастера обучались в Крыму, Архангельске, Великом Новгороде, Каргополе и других древних городах страны.
Летом этого года подобная практика проводилась и в Нижегородской области. Шесть студенток из Москвы под руководством опытных наставников работали в селе Выездном Арзамасского района. Там, в старинном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, будущие реставраторы восстанавливали святые образа из иконостаса.
И вот спустя полгода новые студентки, новая выездная школа. На этот раз она была организована на базе реставрационной мастерской Нижегородской епархии, которая находится рядом с кафедральным Александро-Невским собором. В начале октября сюда были привезены 65 икон из иконостаса храма в честь Вознесения Господня села Степанова Арзамасского района. Десять из них уже отреставрированы сотрудниками мастерской. Они, в отличие от практиканток, выполняют полный комплекс работ. Задача же студенток — консервационные работы.
— Наше реставрационное задание — провести работы по предотвращению дальнейшего разрушения как можно большего количества крупных иконостасных икон, — рассказывает руководитель группы Мария Роговая. — Почему не полный комплекс работ? Студенты не имеют права его делать. Только консервация, не дальше. В нашей группе студентки четвертого курса: четыре из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица и три из Московского колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга.
— У нас в епархии проводится большой объем работ по реставрации, — отвечает на мой вопрос об актуальности выездной школы старший реставратор епархиальной мастерской Анна Завьялова. — Поэтому помощь лишней не будет. С другой стороны, у нас хорошая площадка, чтобы студентам попрактиковаться. У девушек свой педагог, но мы все равно советуемся, обмениваемся опытом. Это серьезные студентки, стремящиеся достичь результата.
Сельская святыня
Церковь села Степанова особенная. В ней, построенной в 1815 году в честь победы над Наполеоном, до сих пор сохранился деревянный иконостас, описание которого в 1857 году включил в свою книгу «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния» архимандрит Макарий (Миролюбов). Вот что он пишет: «В церкви села Степанова на царских вратах — Тайная вечеря и Благовещение. Главы лиц представлены горельефом, а прочие части тела и одежды — барельефом. В киоте — Распятие Господа с предстоящими; над Распятием — два ангела. Иконостас этот, построенный около 1745 года, как видно из надписи на одной иконе, писанной в 1745 году Егором Ивановичем Греком, поступил в церковь села Степанова из прежнего Арзамасского Воскресенского собора, который был разобран в 1814 году».
— Там не только иконостас необычайной красоты, но и весь комплекс прекрасный, — Анна Завьялова показывает фотографии, сделанные во время ее поездки в Степаново. — Там и резьба прорезная, объемная. Неплохо сохранилась настенная живопись, хорошая, академическая. Нам рассказывали, что, когда повсюду рушили храмы, этот местные жители защитили. Всякий раз, когда власти приезжали, чтобы его взорвать, народ собирался и всем миром отстаивал свой храм.
В 1934 году церковь была закрыта. С колокольни сбросили колокола, сломали церковную ограду. Спустя 56 лет — в 1990 году — храм был возвращен Нижегородской епархии. Сейчас в нем идут восстановительные работы. Перед специалистами объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» стоят задачи по сохранению резного иконостаса храма и авторской живописи — ее консервации, укреплению и воссозданию. Святые же образа из иконостаса были отправлены на реставрацию в Нижний Новгород.
— Часть икон середины XVIII, часть — конца XIX — начала XX века, — Анна Завьялова показывает одну из отреставрированных работ. — Уровень письма — царских иконописцев, последователей школы Ушакова: видны тонкая моделировка, лессировочное письмо (когда краска накладывается в несколько тонких и прозрачных слоев), разделка золотом, тончайшие растительные орнаменты. Иконы удивительные!
К тайнам профессии
Поработать в таком месте, с таким материалом — настоящая удача для хорошего студента-реставратора. А в том, что девочки — усердные ученицы, сомневаться не приходится: прежде чем попасть сюда, каждая прошла конкурсный отбор.
Елена Платонова и Анастасия Гаврилова учатся на 4‑м курсе Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, на следующий год планируют продолжить обучение в магистратуре. В будущем девушки хотят стать высококлассными реставраторами.
— Эта практика для нас огромный плюс, — уверена Настя. — И хоть мы немного отстанем в учебном плане от однокурсников, но это поправимо, догоним. Зато какой опыт здесь приобретем! И практический, и эмоциональный. Все-таки к древним иконам прикасаемся. Это совсем другие ощущения, чем просто картину реставрируешь.
— За те несколько дней, что мы здесь, уже многому научились, — добавляет Елена. — Конечно, в академии мы изучали, как проходит консервация. Но то было в теории, а здесь все своими руками!
Консервация темперной живописи — процесс, требующий усидчивости и ответственности. Сначала девушки осторожно обеспыливают икону, затем с помощью специального клея и бумаги приступают к укреплению левкаса и красочного слоя. И только после этого начнется непосредственно реставрация. Но это уже дело мастеров.
— Много будет работы по реконструкции ликов, — говорит старший реставратор епархиальной мастерской Анна Завьялова. — У нас очень сложные иконы: левкас рыхлый, практически сыпучий.
Реставрационный паспорт
Каждый этап своей работы девушки фиксируют: делают фотографии с разных ракурсов. Это необходимо для дальнейших реставрационных работ.
— Мы фотографируем общий вид, фрагменты, фиксируем все утраты красочного слоя, даже считаем гвозди, чтобы было понятно, почему здесь отверстие, — Мария Роговая показывает снимки, сделанные ее ученицами. — Обязательно фотографируется тыльная сторона — по ней можно проследить утраты на древесине. К фотоотчету прикладывается описание сохранности. Это в дальнейшем может быть использовано другими реставраторами: через сто лет они смогут понять, что было сделано и почему икона снова приобрела какие-то дефекты. Это очень важно. Реставрация без этого невозможна.
Студентка из Санкт-Петербурга Светлана Хромина все девять дней работы выездной школы занималась реставрационными паспортами икон. Этот опыт обязательно пригодится ей в будущем.
— Я описываю процесс, который выполняют девочки, пишу исторические справки, прикрепляю фотографии, — Светлана показывает на компьютере описание одной из икон, консервацию которой завершили ее подруги. — Дальше с паспортом продолжат работать реставраторы, а потом он отправится в храм. В некоторых паспортах у нас есть рекомендации, что делать реставраторам в дальнейшем. Обязательно будут советы по хранению, потому что все эти иконы пострадали из-за нарушения температурного режима. И, конечно, мы возьмем эти паспорта с собой, они нам пригодятся для аттестации, когда станем реставраторами.
До новых встреч
Девять дней напряженной работы позади. Девушки провели консервацию 11 икон. Перед отъездом домой все они получили сертификаты и благодарственные письма Нижегородской епархии. Покидая Нижегородчину, студентки загадали вернуться сюда вновь, чтобы своими глазами увидеть село Степаново, восстановленный Вознесенский храм и, конечно, иконы, к реставрации которых и они приложили свои усилия.
— Интересно будет приехать, когда иконы займут свое место в храме, — говорит Мария Роговая. — А пока хочется поблагодарить Нижегородскую епархию за прекрасную организацию работы нашей выездной школы. Мы работали в отлично оборудованной мастерской, нам создали все условия, чтобы мы ни на что не отвлекались. Нас удобно разместили, хорошо кормили, даже на работу привозили и увозили. А главное — тот опыт, который девочки здесь приобрели. Ведь такие иконы в основном не попадают в институты. Если наши практикантки планируют посвятить жизнь реставрации, это просто бесценный опыт.
Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.