Главная > Рождественские истории > Один на всех праздник
«Моя надежда» №3 2020 09:12, 21 декабря 2020

Один на всех праздник

В гости в Христорождественский храм

В балахнинском соборе в честь Рождества Христова, как и в самом городке, я оказалась впервые — познакомиться с жизнью прихода, для которого главный престольный праздник — на Рождество. Но… что такое? Я уже видела этот храм! Где же, где? Да в Москве! И правда, внешне он очень напоминает Успенский собор в Кремле. Как оказалось, ничего удивительного в этом нет.

В XVI веке на этом месте был основан женский монастырь. Был он небольшим и небогатым, в отличие от храма, построенного на его территории. Каменная Христорождественская церковь с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и священномученика Антипы Пергамского впервые упоминается в Писцовой книге 1674–1676 годов. Там же и объяснение того, почему церковь так похожа на кремлевский собор в Москве: она была построена под покровительством протопопа Успенского собора Кондрата Ильина, уроженца Балахны.

Как большинство российских храмов, Христорождественский в советские времена был закрыт. Слава Богу, его не взорвали, лишь сняли колокола да колокольню разобрали почти до основания. Позднее — в 1960 году — историческая правда и разум все-таки восторжествовали, и Постановлением Совета Министров РСФСР древний храм был принят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Правда, это не помешало разместить в нем склады Балахнинского городского торга.

Образа, которые завораживают

В 1989 году по Балахне прокатилась весть, что Христорождественский храм начали восстанавливать. Простые горожане, такие как Ольга Мухина, в те годы инженер Правдинского завода радиорелейной аппаратуры, собирали пожертвования. Ольга Григорьевна с коллегой взяли коробку из-под обуви, оклеили ее бумагой, сделали прорезь и пошли по отделу собирать деньги на восстановление храма. Придя с этой коробкой в храм, они сразу обратили внимание на иконостас: красивые иконы!

­— Протоиерей Геннадий Юшков, который был первым благочинным Балахнинского округа и восстанавливал этот храм, потом рассказывал о том, как впервые здесь оказался, — рассказывает Ольга Григорьевна, — Батюшка говорил, что когда вошел, его поразил иконостас. И он сказал тогда: «Я здесь остаюсь».

Удивительно, но факт — древний пятиярусный иконостас Христорождественского храма на момент передачи его Нижегородской епархии в 1989 году сохранился практически полностью: отсутствовали лишь иконы в местном ряду. По словам директора Балахнинского музейного комплекса Марии Карташовой, в 1964 году они были вывезены в Москву и сейчас находятся в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

— Пять икон из Христорождественского храма точно хранятся там, — рассказывает Мария Вячеславовна. — Это «Символ веры», «Божия Матерь «Владимирская» с 64 клеймами, «Звезда Пресветлая», «Успение Богородицы», «Спас Нерукотворный». Это были самые ценные образа местного ряда и столбовые иконы. В нашем музейном комплексе на хранении тоже есть одна столбовая икона из этого храма, сейчас она на реставрации в Москве — «Богоматерь «Боголюбская». Она очень пострадала: левкас утрачен процентов на 25–30. Икона сюжетная, большая, высотой 2,12 метра. Специалисты делали глубокий анализ и нашли краску, подтверждающую, что образ создан не позднее первой четверти XVIII века.

Скорее всего, это не единственная икона из Христорождественского храма, которая хранится в музейном комплексе. Сегодня там оформлен целый зал, где выставлены иконы и церковная утварь из разных храмов Балахны, в том числе из храма Рождества Христова.

— После революции храмы повсеместно разрушались, — рассказывает научный сотрудник музейного комплекса Людмила Сорокина. — Балахнинская интеллигенция не могла равнодушно смотреть, как при этом из храмов увозится все самое ценное: древние книги, напрестольные кресты, церковная утварь, иконы. В 1926 году было решено создать этнографическое общество, которое за год собрало более 500 экспонатов. Через год общество получило статус краеведческого музея. Самыми первыми его экспонатами были церковные ценности.

Необычная икона привлекает внимание всех, кто входит в зал музейного комплекса — «Богоматерь на полумесяце». Богородица на ней с длинными распущенными волосами. Надпись под иконой гласит: «XVIII век. Иконография иконы представляет собой редкий сюжет работы провинциального иконописца. Богоматерь на полумесяце в русской православной иконографии встречается редко». И правда редко: в интернете о ней или ей подобных… ничего! Вот такая редчайшая ценность хранится сегодня в балахнинском музее. Есть предположение, что когда-то она принадлежала Христорождественскому собору.

Сберегли

Но вернемся в храм. Несмотря на то, что часть древних икон утрачена, здесь не покидает ощущение старины, патриархальности. Древние кирпичи остова колокольни испещрены выемками разной глубины.

— Это птички выклевали! — объясняет прихожанка храма Ирина Киронина. — Стенам-то этим более 300 лет: колокольня вместе с храмом была построена. А это дверь XVII века. Она всегда была и остается на этом месте.

Мы остановились рядом с железной дверью, выкрашенной зеленой краской: древние гвозди, петли. Внутри храма еще одна дверь, деревянная. Когда-то она закрывала печку, а сейчас за ней хранятся принадлежности для уборки. И наконец кованые ворота на входе в центральную часть храма — до мурашек! А когда минуя большую галерею проходишь в главный придел, невольно вырывается возглас восторга. Этот придел — сравнительно небольшой и достаточно простой по оформлению — производит впечатление спокойного величия, которое усиливает необыкновенной красоты огромный иконостас. Оглядываясь кругом, почему-то вспоминаешь пушкинское: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!»

Выйдя из главного, мы идем с Ириной Вячеславовной во Владимирский придел. Древние стены, древние иконы. Справа под стеклянным колпаком — Плащаница Спасителя.

— Сохранилась с прошлых веков! — Ирина Вячеславовна бережно проводит рукой по стеклу. — Мы ее очень бережем.

Сумели сберечь здесь и литые чугунные напольные плиты середины XIX века. Когда-то ими была выстлана центральная часть пола в главном приделе храма. Когда собор реставрировали, было решено перенести плиты в придел Антипы Пергамского. Тяжело, наверное, на них на коленях-то молиться было, говорю я, разглядывая резную поверхность плит.

— Может, как раз и искали возможность хоть как-то усовеститься и пострадать, — замечает Ирина Вячеславовна. — Сейчас мы восстанавливаем этот придел. Он теплый, здесь крестили, отпевали. Тут, в отличие от других приделов, когда-то были хоры с узкой крутой лестницей. Будем восстанавливать, сохраняя исторический вид.

Растет смена

Именно в приделе Антипы Пергамского отец Геннадий Юшков начал вести службы, когда храм был передан Нижегородской епархии. Батюшка возглавлял приход почти 14 лет: с 1991-го по октябрь 2004 года. Собор восстанавливали всем миром.

— Я живу неподалеку и на работу ходила мимо храма, — рассказывает Ирина Киронина. — Люди работали, не разгибаясь, от зари до зари. И все бесплатно. И отец Геннадий вместе с ними. Он даже на крышу сам лазил, когда ее крыли.

Крепкий приход начал складываться с первых дней восстановления святыни. До сих пор среди прихожан есть те, кто был в числе активистов. Много молодежи.

— Мы очень дружные, — улыбается Ирина Вячеславовна, которая последние 10 лет считает этот храм своим. — У нас замечательная воскресная школа, певческие курсы для взрослых. Службы каждый день, утром и вечером. Особый праздник для нас, конечно, Рождество. Наш престольный. На службу собирается много горожан. Храм украшается нарядными елями, торжественной иллюминацией.

Особый праздник Балахнинское благочиние устраивает для малышни. Совместно с отделом культуры и районным ДК организуется елка, на которую приглашают до 500 ребятишек! Это ученики воскресных школ (а их в Балахне пять), дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-инвалиды.

— Это именно рождественская елка, — рассказывает Ирина Киронина. — Сначала спектакль в зрительном зале, где артисты дают детям представление о сути праздника Рождества Христова, а потом — хороводы у елки. И, конечно, каждый ребенок получает подарок. А еще на рождественские праздники обязательно в детские дома ездим. Тоже с представлением и подарками. И в нашем Доме престарелых всегда рады видеть нас и батюшку. Так в поездках проходят несколько дней — рождественские праздники надолго растягиваются!

В 2020 году главный храм Балахны отмечает 345-летие. К этой дате в приделе в честь священномученика Антипы Пергамского открылась тематическая выставка «Прошлое и настоящее в центральном храме». Я бы еще добавила: «И будущее!» На выставке рядом с фотографиями, облачениями и вещами почивших балахнинских священнослужителей протоиереев Геннадия Юшкова и Александра Соколова — рисунки воспитанников воскресной школы. А сами ребята — среди самых активных прихожан собора. Пока вместе с родителями, но будет время, и они составят костяк прихода. История продолжится.

Текст: Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.