Иногда думаешь, как было бы здорово никогда не болеть! Наверное, человечество было бы таким счастливым, если бы не было больных людей! Все бы все успевали. Хотя… трудно представить последствия такого чуда. Но если спуститься с небес на землю, среди людей нет ни одного абсолютно здорового. Каждый чем-то да болеет. Одни при этом переносят свои болезни смиренно, другие ищут все возможные средства для излечения. В чем же причина наших болезней? На эти вопросы пытаются рассуждать гости рубрики.
Наталья Квач,
искусствовед:
— Наверное, нездоровый образ жизни и есть следствие того или иного греха: лени, раздражительности, зависти, лжи, обжорства и так далее.
Моя бабушка, мамина мама, была верующим человеком. В советское время она, чтобы не ввести детей и внуков в противоречие с существующей идеологией, не старалась напрямую приобщить нас к религии, но, как я теперь понимаю, учила нас жить по заповедям и сама по ним жила. Она никогда не говорила, что Бог наказывает болезнями, а только сокрушалась, как Он нас еще терпит и любит. В сложных жизненных ситуациях она советовала нам обращаться за помощью к Богородице или Николаю Угоднику. И всегда говорила, что все наши болезни и неприятности — от нас самих. Жизнь показала, что так оно и есть. Так что нездоровый образ жизни и есть греховный, от этого и все наши болезни.
Галина Петрова,
профессор, завкафедрой Нижегородской государственной медицинской академии:
— Болезни, как мне кажется, возникают, когда нет мира в душе. Совершенно уверена, что болезнь — это не только физический недуг. Она приносит человеку страдание духовно-физическое. Причем у всех по-разному. У одних болезнь развивается для того, чтобы люди остановились, пересмотрели свою жизнь. Другим она дается как испытание. Конечно, отчасти это результат неправильного образа жизни. Но если кому-нибудь хочется свалить болезни только на неправильный образ жизни, ничего не получится. Есть те, кто живет правильно, ведет здоровый образ жизни и при этом болеет. Более того, сейчас появилась особая категория людей, которые чрезвычайно трепетно относятся к своему здоровью. Они создают вокруг себя искусственную среду, пытаясь оградиться от всего, на их взгляд, пагубного. Но и они болеют, несмотря ни на что.
Иногда болезнь нужно уметь принять для смирения. Жить правильно, но с мыслью, что болезни все равно будут. Одним — за что-то, другим — зачем-то.
Светлана Малиновская,
директор художественной галереи «Art интерьер», куратор православных художественных выставок:
— Нездоровый образ жизни в большинстве случаев тождественен греху. Болезнь — его следствие. Но нельзя воспринимать болезнь всегда как наказание за грехи. Бог — это любовь. И Он действует всегда во благо человека. Болезнь дается ему для вразумления и спасения. Надо только это увидеть и распознать, принять со смирением и идти к исправлению.
Когда выздоравливает душа, оздоравливается и тело. Но в некоторых случаях, как мы читаем в Евангелии, болезнь дается для славы Божией.
Анатолий Шидловский,
профессор Нижегородской государственной медицинской академии, председатель Общественного антикурительного комитета вуза:
— Любой нездоровый образ жизни — это грех, будь то связанный со стяжательством, чревоугодием или иными страстями. Не гарантируют здорового образа жизни и занятия спортом, потому что профессиональный спорт — это тщеславие, и даже в любительском редко кем движет здоровье. Спорт не дает здоровья — его дает физкультура.
Болезнь — наверное, следствие греха. И врожденные болезни, наследованные от матери или отца, когда нарушаются гены, — расплата за их грех, скорее всего. Наши грехи так велики, что сказываются на нашем потомстве.
Как врач скажу, что, разбираясь в болезни, ее причинах и истории, нужно заглядывать и «туда»: если вспомнить Серафима Вырицкого, «от Меня это было». Поэтому в болезни нужно молиться и надеяться на доктора, но и Божией благодати просить. Историю болезни мы расписываем на земле, но есть еще и воля Божия.
Дмитрий Жамков,
мастер художественной обработки дерева:
— С точки зрения светского человека, болезнь является следствием неправильного образа жизни, который основывается на негативных мыслях человека. С точки зрения человека верующего — это следствие греховного поведения, невозможность обойти искушения. Отдельно можно рассмотреть болезнь как ограждение от греховного поведения. Поэтому понятия «нездоровый образ жизни» и «следствие греха» в данном случае равны.
Иерей Михаил Макаров,
клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы Автозаводского благочиния:
— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к христианской антропологии, к святоотеческому пониманию того, что же представляет собой человек как образ Божий. Согласно учению Церкви, он состоит из души и тела, пребывающих в нераздельном единстве. Святые отцы непреложно свидетельствуют об этом. Святитель Мефодий Олимпийский пишет: «Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела». Преподобный Анастасий Синаит указывает, что «человек… был создан не из одной сущности, но из неких двух, неподобных и иносущных вещей: материи и нематериального, перстного и божественного, тленного и нетленного». Подобный же подход мы находим в творениях Афинагора Афинянина, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, блаженного Августина, Иоанна Дамаскина и других. Таким образом, разделять грех на волевой выбор души и неправильный образ жизни, телесное повреждение, не следует. Скорее, одно является следствием другого. Если мы говорим о неправильном образе жизни, то он, без сомнения, греховен. Поэтому ответ на заданный вопрос видится таким: болезнь — следствие греховного образа жизни!
Стоит предостеречь от примитивного, сугубо утилитарного понимания греха и греховности как причин болезни. К сожалению, часто приходится слышать о том, что болезнь возникла вследствие конкретного греховного поступка: с соседкой поругалась — вот тебе, скажем, пневмония или перелом, это Бог тебя наказал. Приходилось встречать даже подобные «справочники». И как следствие подобного подхода — понимание «избавления от болезни»: надо помириться с соседкой, прочитать соответствующую «молитву от пневмонии или перелома» (есть и такие!), и все пройдет. Подобный подход видится крайне примитивным, магическим и уж во всяком случае не соответствующим православному, святоотеческому пониманию, которое гораздо глубже и шире.
Стоит взять любое заболевание и обратиться к его этимологии, причинам, и мы увидим, что среди «предрасполагающих факторов» к возникновению той или иной патологии на первый план выступает то, что во все времена считалось грехом: невоздержанность в пище, гневливость, невоздержание, несмирение, всевозможные злоупотребления, зависимости и страсти. Велика роль в развитии заболеваний и нашей гордыни, превозношения себя над другими, когда мы отказываемся идти к врачам за медицинской помощью, предпочитая самолечение, посещение всевозможных бабок, «энерготерапевтов» и прочих «колдусенсов».
При любом заболевании, учитывая двусоставность человека, повреждаются и душа, и тело. И лечение одного без другого невозможно. Лечение души — покаяние, молитва, смиренная просьба к Богу, осознание собственной греховности и желание преодолеть ее. Лечение тела абсолютно материальная вещь: это лечение медикаментозное, возможно, и хирургическое. И все попытки увлечься лишь одной стороной, пренебрегая, а тем более противопоставляя ей другую не приведут к успеху.
Ведь в христианском понимании цель лечения — исцеление, восстановление, воссоздание целостности души и тела, единого человека, столь премудро сотворенного Богом.
Подготовил Павел Молоштан
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.