Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > От Хама до столпотворения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (208) 20:29, 1 июня 2021

От Хама до столпотворения

История грехопадений послепотопного человечества

Мы продолжаем следить за первыми событиями человеческой истории, которая после Всемирного потопа начала обретать черты, близкие современным. Все многообразие народов, расселившихся с тех пор по земле, произошло от трех семей сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Какими были отношения в роду праотца Ноя и что стало основой дальнейшего разделения людей?

Причина и последствия хамства

Как только возобновилась жизнь на земле, возобновился и грех, склонность к которому люди унаследовали от прародителей. Греховные наклонности проявились вначале в Хаме, чье имя стало нарицательным. Общеизвестна история о том, как он насмехался над опьяневшим отцом, что и послужило в дальнейшем прообразом непочтительного, «хамского» поведения.

Что же произошло? Ной, который начал возделывать виноград, впервые отведал вина (возможно, забродившего на жаре сока) и, не зная его действия, опьянел и уснул. Хам увидел отца, когда тот, раскрывшись, «лежал обнаженным в шатре своем». Сын мог бы прикрыть его и почтительно удалиться, не придавая событие огласке, ведь Ной спал дома. Однако Хам, не имея любви и сочувствия к своему родителю, опозорил отца перед братьями и тем еще более обнажил его. Он как бы радовался тому, что отец, служивший образцом святости и обуздывавший порочные наклонности сына, оказался теперь в неподобающем виде.

Благочестивые братья не поддержали насмешника: Сим и Иафет вошли в шатер отвернувшись и заботливо укрыли спящего, научая и нас покрывать любовью прегрешения ближнего, не осуждать его. Узнав о случившемся, Ной вознегодовал на поступок Хама. Чтобы не нарушить благословения Божия, данного всему семейству после потопа, он изрек проклятие не самому Хаму, а его сыну Ханаану, предсказав его потомкам рабство.

В беседах на Книгу Бытия святитель Иоанн Златоуст утверждает: «есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это <…> для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению <…>, подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина. Кроме сего, можно сказать и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение. <…> А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшуюся общим для всех гробом, — кто будет спорить против этого? Ибо пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях».

Обращаясь к Симу и Иафету, Ной сказал: «Благословен Господь Бог Симов; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт9:26–27). Благословение отца стало пророчеством в отношении всего человечества. Смысл его таков: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета (индоевропейские народы), истинная же религия сохранится у потомков Сима — семитов (евреев), в племени которых явится Искупитель мира. Потомки же Иафета «вселятся в шатры Симовы», то есть уверуют во Христа, в то время как семиты (евреи) откажутся от Него.

Послепотопное общество было патриархальным. Глава рода — патриарх — имел над потомством неограниченную власть от Бога, подобную которой позже имел над народом царь. Патриарх был и священником, приносившим жертвы, и хранителем истинной религии, и провозвестником судеб, поэтому сказанные Ноем слова решающим образом повлияли на судьбы его потомков. Родительское слово благословения или проклятия имеет силу и в наше время.

Ной жил после потопа 350 лет и умер 950 лет от рождения. Больше о нем в библейской летописи ничего не сообщается. Потомки Сима поселились в Азии и принесли миру христианскую веру, которую приняли от них иафетиты (в их числе — народы Европы), населившие Средиземноморье, северные земли, Малую Азию, Индию. Ханаане (первоначальное население Палестины и жители Африки) были в рабском подчинении у других народов. С появлением греха появилось и рабство, которое служило уроком и напоминанием человеку о необходимости бежать от рабства греху и стремиться к свободе добродетели.

Первая идея мирового господства

Люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, потомки Ноя стали переселяться в Сенаарскую долину, которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское.

Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод (его имя означает бунтовщик, мятежник) из потомства Хама, «сильный зверолов пред Господом». Непомерно высокая оценка людьми достижений на охоте, заслуживавших, по их мнению, похвалы от Самого Господа, выдает дикость и бездуховность народа, считавшего, что сила и охотничьи качества могут вознести человека на вершину славы. По характеру деятельности Нимрод напоминал первого строителя городов Каи­на. Он основал Вавилон, который быстро разросся в большую столицу Вавилонского царства под его управлением.

Успех исполнил гордости властолюбивого Нимрода и его потомков. Они стали мечтать о владычестве над всем миром. В знак своего могущества и ради прославления они решили построить «башню вышиною до небес» из крупных кирпичей, скрепляемых «земляной смолой». К строительству были привлечены и другие племена.

Зачем Бог разделил языки и народы?

Намерение Нимрода походило на древнее искушение прародителей стать «как боги». Все тот же отец лжи диавол направлял человеческие начинания. Успех богоборческого предприятия мог окончательно погубить души строителей и заразить все человечество преступной самонадеянностью и нечестием. Поэтому Господь так смешал язык столпотворителей, что «один не понимал речи другого». «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт11:6–8).

Так гордость человеческая была наказана глубинным разобщением людей, которые, перестав понимать друг друга, прекратили строительство и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, был назван Вавилоном, что значит «смешение».

Смешение языков и рассеяние народов по земле имело положительное значение. Во-первых, люди избежали угнетения и политического деспотизма, что неминуемо произошло бы, если бы они попали под власть такого деспота, как Нимрод. Во-вторых, рассеянием человечества Гос­подь предотвращал возможность крайнего религиозного и нравственного развращения. В-третьих, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, устраивать жизнь сообразно с условиями места и историческими особенностями. В-четвертых и главных, благодаря рассеянию народов сохранилось и не исчезло в зарождавшемся язычестве истинное боговедение, появилась возможность Богу создать Себе избранный народ и отделить его от прочих. Однажды уже единство и неразделенность допотопных людей привели к тому, что все человечество, кроме Ноя и его сыновей, развратилось. Автор книги Бытия пророк Моисей сразу же после рассказа о вавилонском столпотворении повествует о благочестивом Аврааме, сохранившем веру в Истинного Бога.

Воссоединение языков в Святом Духе

В христианской литературе Вавилонская башня стала символом богоборчества. Город же Вавилон, выросший на месте ее строительства, в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова изображен как символ развращенного и богопротивного мира и противопоставлен прообразу Святой Церкви — небесному Иерусалиму.

Событие «смешения языков» нельзя отождествлять с появлением новых языков. Они появились постепенно, тогда же, при строительстве башни, Господь смешал понятия, из-за чего люди перестали понимать друг друга. Единый праязык всей земли (Быт 11:9) здесь «смешивается». Речь не идет о том, что каждый вдруг заговорил на новом, национальном языке и что на месте праязыка тут же явилось множество уже развившихся конкретных языков. Скорее всего, люди просто на время утратили дар связной речи. Медицине известны подобные поражения: человек не может установить связь между образом и словом, соответствие между смыслом и звучанием разрушается. И вот один строитель просит подать топор, другой же слышит в этой просьбе желание передать кирпич.

Библейский рассказ о разделении языков будет неполным, если не вспомнить событие, противоположное Вавилонскому столпотворению. Воссоединение разных народов и языков произошло в Иерусалиме уже в новозаветные времена. Это чудо воссоединения описывается во второй главе Книги Деяний святых апостолов.

Святой Дух нисшел на учеников Христовых в виде огненных языков. Однако небесный огонь не опаляет, а так просвещает разум, что научает проповедовать на незнакомых языках.

Община Христа состояла из евреев, по большей части людей простых, некнижных и не знающих иностранных языков. Им Спаситель и дает поручение: «Идите и научите все народы». Если бы апостолы после этого засели за словари и учебники, они не успели бы дойти до окраин Римской империи с евангельским словом. Поэтому им и дается необычный дар — дар проповеди на языке тех людей, которые сейчас стоят перед ними.

Дар Духа Святого, конечно, не сводится к пробуждению необычайных лингвистических способностей. По свидетельству апостола Павла, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22–23). Таким образом, Библия учит, что единство людей является благом, если оно зиждется на служении добру, и злом, если оно становится сообщест­вом богоборцев.

иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.