Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > От марксизма к священству и мученичеству
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (135) 16:21, 8 февраля 2018

От марксизма к священству и мученичеству

В прошлом году наша редакция работала над проектом «Унесенные революцией», рассказывающим о жертвах богоборческого периода в нашей стране. Но тема не теряет актуальности, и в газету продолжают приходить люди и письма с материалами о тех, кто пострадал за веру. Один из таких материалов, присланный Александром Суриковым, мы сегодня публикуем. В нем начинает захватывающе раскручиваться история семьи Архангельских, приводя ко все более седой древности и удивительным родословным открытиям.

«Мой дед по материнской линии, Константин Герасимович Архангельский, родился 27 апреля 1880 года в селе Матюшеве Павловского уезда Нижегородской губернии, где его отец служил священником. В 1884 году Герасим Федорович был переведен в село Сохтанку, недалеко от Богородска. В том же году, 29 апреля, в семье родился еще один сын, Иван. Вскоре жена отца Герасима умерла, а сам он ушел в монастырь», — вот и все, что мог бы рассказать Александр Вениаминовичем по сведениям, хранившимся в его семье до 1990 года.

Однако его обращение к архивным источникам открыло многое. Согласно клировым ведомостям Вознесенского Печерского монастыря, Герасим Федорович Архангельский, 1850 года рождения, принял в обители в 1889 году монашеский постриг с именем Гавриил. В 1895-м он был переведен в арзамасскую Высокогорскую Вознесенскую пустынь, где, видимо, и почил. Последняя запись о иеромонахе Гаврииле датируется 1917 годом: «уволен по преклонности лет от должности благочинного монастыря».

Виртуоз

Константин же Архангельский в 1901 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, затем до 1911 года учительствовал: в 1901–1902 годах — в Сормове, затем в Катунках, где под его присмотром окончил школу младший брат Иван, в Городце (1903–1906), наконец с 1907 года — в селе Поя Лукояновского уезда. В этот период, по семейным преданиям, он симпатизировал революционному движению, даже примыкал к какой-то из нелегальных организаций. И за распространение прокламаций был выслан, вероятно, из Городца, в «лукояновские края».

Человеком он был талантливым. Любил и умел мастерить, рисовал, играл на скрипке (друзья по семинарии называли его виртуозом) и других инструментах, обладал необыкновенным чувством юмора.

В 1909 году он женился на одной из четырех дочерей священника Федора Лебединского из села Иванцево Лукояновского уезда — Марии. Их первенец Дмитрий умер в раннем возрасте, а затем было еще пятеро детей: старшая дочь — мама нашего рассказчика Ольга Константиновна Архангельская (фамилию она сохранила и в замужестве) — родилась в Пое в 1911 году. Нина — с 1912 года, жила в Горьком; Любовь, 1914 года рождения, умерла в Москве в 1997 году. Сын Александр, появившийся на свет в 1916-м, — участник Великой Отечественной войны, старшина, кавалер двух орденов Красной Звезды, потом работал бухгалтером в Богородске. В 1919 году родился их брат Николай, он пропал без вести под Сталинградом.

Первый арест

В 1912 году Константин Архангельский начал служить в Покровском храме села Кичанзино Арзамасского уезда — на месте почившего родственника своей супруги священника Васильева, женатого на сестре отца Федора Лебединского. Рядом, буквально в двух-трех километрах от Кичанзина, находилась Высокогорская Арзамасская пустынь, где монашествовал иеромонах Гавриил. Совершенно очевидно, что он общался с сыном и его семьей, о чем свидетельствуют одобрительные или ироничные пометки в поэтическом альбоме Константина Герасимовича, которые датированы 1916 годом.

В 1928 году дед нашего рассказчика получил благословение занять место священника в сормовском Свято-Преображенском соборе. Здесь-то в декабре 1932 года он и был впервые арестован по обвинению в том, что являлся «активным участником контрреволюционной группы в Сормовском соборе, в течение 1932 года вел систематическую контрреволюционную агитацию, распространял провокационно-пораженческие слухи о гибели советской власти и т.д.». Вместе с ним по делу проходили настоятель собора архимандрит Артемий (Павел Минковский), иерей Николай Недешев и псаломщик Михаил Молчанов.

Решением особой тройки при полномочном представительстве ОГПУ Горьковского края от 15 марта 1933 года первые двое были приговорены к заключению в лагере сроком на пять лет, остальные — к заключению в исправительно-трудовом доме на такой же срок. Наказание Константин Архангельский отбывал под Балахной, на торфяных разработках. Через год его освободили по болезни.

Ложь после «оттепели»

19 марта 1934 года протоиерей Константин Архангельский резолюцией Высокопреосвященного митрополита Горьковского Сергия (Страгородского) занял место священника в Покровской церкви села Ближнего Борисовского Кстовского района. О том, как проходили его годы служения здесь, информации практически не сохранилось. По материалам НКВД можно восстановить лишь отрывочные сведения, относящиеся к событиям 1936–1937 годов.

«Хронология последних дней жизни моего деда, — пишет Александр Суриков, — такова: 6 августа 1937 года — арест; 7 августа — первый допрос; 14 августа — второй допрос, перевод из Кстова во внутреннюю тюрьму НКВД в Горький и заседание особой тройки Управления НКВД по Горьковской области, сразу же вынесшей решение: Архангельского Константина Герасимовича расстрелять. Приговор привели в исполнение 22 августа. В этот же день погиб и друживший с дедом священник Павел Сперанский из соседнего села Вязовка. В протоколе заседания тройки от 14 августа отмечено, что Константин Архангельский «в контрреволюционной деятельности был тесно связан с попом Сперанским».

Родственникам в 1937 году официально было сообщено, что Константин Герасимович приговорен к тюремному заключению (на пять или десять лет) без права переписки. В 1956-м Мария Федоровна получила официальное свидетельство о смерти мужа, последовавшей «20 сентября 1941 г. от злокачественного малокровия».

В эту ложь вся семья верила до 1990 года, когда Любови, единственной из оставшихся в живых детей репрессированного священника, довелось узнать подлинную судьбу отца, который был полностью реабилитирован.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.