Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > От уныния до ожесточения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (118) 15:05, 26 мая 2017

От уныния до ожесточения

Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

«Человек рождается на страдание, — читаем в Книге Иова, и далее, — как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:6). Мысли об этом вызывают одни из самых трудных, «проклятых» вопросов человечества, и каждый из нас рано или поздно пытается себе на них ответить, когда сам сталкивается с беспомощностью перед лицом болезни, смерти и чужого равнодушия. Как не впасть при этом в отчаяние, не очерстветь сердцем?

Вызвал жене «скорую помощь». Ждали два часа. Как я могу молиться за врачей?

— Что ж, если Господь призывает нас любить врагов и молиться друг за друга, то почему бы не молиться и за врачей, которые иногда не по своей прихоти не могут приехать к больному вовремя? Никакие условия задержку «скорой помощи», разумеется, не оправдывают. К несчастью, мы нередко сталкиваемся не только с непрофессионализмом медиков, но и с их равнодушием к больному. Да ведь это касается не только врачей. Просто они на виду. А часто ли мы сочувствуем родным, близким, знакомым?

Расскажу случай, который произошел возле нашего храма в первый день Великого поста. Вечером, когда все прихожане спешили на Великий канон преподобного Андрея Критского, одна женщина упала около ворот и повредила ногу так, что не могла идти. Ее поддерживала прихожанка, которая, в отличие от многих, не прошла мимо. Она вызвала «скорую» и осталась с потерпевшей ждать приезда врачей. Ждать пришлось очень долго, собственно говоря, «скорая» вообще не приехала. Прихожанка потом рассказала мне, как много прохожих останавливались и предлагали свою помощь. Но больная ждала врачей, подозревая перелом, и поэтому не решалась двигаться. Две вещи удивили женщину, которая сама проявила участие, не смогла пойти на службу, помогая больной. Первая — внимание прохожих и желание помочь в беде. Вторая — бессердечие врачей. Может быть, они бы и приехали, но после полуторачасового ожидания больную увез отпросившийся с работы муж. Вот такой случай. Тут все человеческие качества видны. Мы разные. Но хочется, чтобы милосердие чаще стучалось в наши сердца и как можно реже мы вспоминали поговорку про хату, которая с краю.

Я инвалид, и жизнь моя тяжела. Как мне успокоиться и быть смиренным в этой жизни?

— Очень непросто достичь спокойствия и смирения, особенно если кажется, что вокруг все такие счастливые и удачливые, а моя жизнь не удалась. Но что невозможно человеку, то возможно Богу (Мф 19:26). Молиться и просить у Господа смирения и покоя, не пуская в сердце зависть, ревность, злость. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:8). Но для того чтобы отворили, нужно еще и осознать Промысл Божий о каждом из нас, зачем и для чего дается нам личный крест и как его следует нести в жизни, всем сердцем почувствовать слова Спасителя: «Возьми крест свой и следуй за Мною…» (Мф 16:24). Одним же из главных условий на пути к смирению является умение прощать, не видеть и соринки в глазу у брата своего, а в своем глазу видеть даже самую малую соринку (Мф 7:1–5). И еще — никого и никогда не осуждать, надеясь, что Господь Сам всем воздаст в свое время по заслугам; лучше помолиться за того человека, в котором видишь какие-то недостатки. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф 6:14).

Осознав все это, мы, надеюсь, сумеем соотнести тяготы земной жизни с вечностью, и тогда станут ясны и понятны слова Христа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф 11:30).

Какова загробная судьба психически больных людей? За что они наказаны?

— А почему вы думаете, что они наказаны? «Страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петр 4:1–2). Страдания испытывают, может быть, больше близкие, чем сами психически больные люди, которые не осознают своей болезни.

Что касается наследственных болезней, нужно помнить, что они даются человеку не «за грехи предков», а «из-за их грехов». Между этими двумя понятиями большая разница. За наши конкретные грехи мы отвечаем сами, но из-за наших грехов могут пострадать наши потомки, как в физическом, так и в духовном смысле. Загробная участь душевно больных, как, собственно, и всех остальных людей, досконально не известна, мы можем только размышлять о ней, основываясь на Священном Писании и учении Церкви. Но если психически больной человек не совершал сознательных грехов и не из-за этих грехов впал в болезнь, то и после земной жизни наказание ему получать не за что. В какой-то мере он как ребенок, а «таковых есть Царство Божие» (Лк 18:16). Мы не знаем, какова будет его участь конкретно, но, помня слова Спасителя: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2), надеемся, что каждый получит то, что ему положено, потому и молимся за наших близких: и за живых, и за умерших — независимо от того, психически здоровый это человек или больной.

Следует различать психически больных людей и одержимых духами злобы, хотя, на первый взгляд, симптомы болезни очень похожи и атеист-психиатр диаг­ноз поставил бы однозначно. Одержимых Церковь лечит своими методами: прежде всего, по словам Спасителя, «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:22). Психически больных лечит традиционная медицина, а Церковь за них молится. Более того, эти люди даже причащаются (если в состоянии) Святых Христовых Таин без предварительной исповеди. Правда, они не могут быть восприемниками (крестными родителями), над ними не совершаются некоторые церковные таинства, например, таинство Священства.

Много читаю, ищу Бога в душе, хотел бы верить и доверять Ему во всем. Но зачем Он создал мир, в котором зло, страдание, хула на Него? Ведь Он не мог не предвидеть, чем все это закончится?

— Бог не сотворил, да и не мог сотворить зла и страданий в мире, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16). И еще: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Но Он дал человеку, как и ангелам, великий дар — свободу. Древо познания добра и зла и заповедь о невкушении его плодов в раю и дано-то было для укрепления воли первых людей. Предуп­реждение, что если нарушите заповедь, то «смертью умрете», имеет двоякое значение: смертью телесной и смертью духовной. Но мы знаем из Писания, что «Бог смерти не сотворил». Значит, здесь еще одно предупреждение: если нарушите эту единственную заповедь, которая для вашей же пользы и дана, — в мир придет смерть, изменится ваша природа и природа всего мира. Что произошло дальше, ясно говорит апостол Павел: «…одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Так что по своей воле человек принес в мир смерть, а жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат — страдания. Почему же Господь не захотел этого предотвратить? Но ведь тогда Он лишил бы человека дара свободы выбора между добром и злом. Христос Своей Жертвой дает нам возможность вернуться к первозданному состоянию, но уже имеющими опыт жизни без Бога, а значит, научившимися любить Его и выполнять заповеди. Вот так мудро устроил Господь этот мир.

Имеем ли мы право распоряжаться жизнью животных (кастрировать, усыплять)?

— Священное Писание говорит, что животные и человек созданы в один (шестой) день творения. Но человек, как венец всего сотворенного Гоcподом, имеет, в отличие от животных, бессмертную душу, он призван быть царем над животным миром, именно человек (Адам) давал имена всем животным (Быт 1:26–28; 2:19). Долгое время, до Всемирного потопа, человек не употреблял в пищу животных. Священное Писание говорит: «Есть у тебя скот? Наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя» (Сир 7:24). «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодец, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк 14:5).

Человек и после грехопадения не совсем потерял власть над животным миром. Особенно эту власть имеют люди, отличающиеся добротой, благочестием, чистотой своей души. Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский из рук кормили диких медведей. И животные в свою очередь любят своих хозяев, верно служат им даже после смерти своего гос­подина. В житиях святых находим такие примеры: львы копали могилу святому Павлу Фивейскому, преподобной Марии Египетской.

Таким образом, если говорить о животных, мясо которых человек употребляет в пищу, то их жизнью он, разумеется, распоряжается. Что же касается животных служебных, то здесь не лишним будет вспомнить слова Антуана Экзюпери о том, что мы ответственны за тех, кого приручили. Особенно важно это в воспитании детей, ведь именно на отношении к домашним животным они могут учиться милосердию, состраданию, любви.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.