Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Отдать, чтобы приобрести
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (83) 15:53, 14 декабря 2015

Отдать, чтобы приобрести

Отдать, чтобы приобрестиЛюбой живой организм в процессе своей жизнедеятельности что-то потребляет: пищу, кислород и прочее. Это нормально и неизбежно. Так же нормально стремление человека оптимизировать свой быт, то есть сделать это потребление приятным, а труд, затраченный на получение благ, более легким и менее продолжительным. А как мы распорядимся освободившимся временем?

Как говорится, лень — двигатель прогресса. Вот жили раньше люди в курных избах, угорали от дыма — придумали дымоход, потом вместо дров стали топить углем, газом, завели паровое отопление. И легче стало, и приятнее, и времени много освободилось.

Бегали охотники весь день за добычей, потом поняли, что выращивать животных при своем жилище выгоднее. Труд опять облегчился. И время высвободилось.

Заглянем на кухню. Чем она была оборудована еще у наших бабушек в молодости? Примус, нож с доской да скалка с толкушкой — большей частью и все. А сейчас есть мыслимые и немыслимые приспособления, процессоры, комбайны, автоматы. По оснащению наших кухонь мы можем готовить блюда неимоверной ресторанной сложности. Но не готовим. Удивительно, столько времени нам высвобождают все эти помощники, но ассортимент домашних блюд уменьшается, мастерство хозяек падает. Оснащение растет, а холодильники наполняются полуфабрикатами, готовыми продуктами, которые надо лишь подогреть, — и здесь выигрыш во времени. Спасибо пищевой, хотя, скорее, химической промышленности.

Итак, наш высокотехнологичный быт отнимает у нас в день считанные минуты: махнул пылесосом, щелкнул дверцей стиральной машины, задал программу мультиварке — и уборка сделана, и стирка, и обед готов. И, казалось бы, сколько времени мы высвободили на общение с родными и близкими, на занятие чем-то высоким, чтение, развитие и самообразование, на молитву и общение с Богом — главное, чего Бог ждет от нас.

Ну, и много ли времени мы уделим Богу и ближнему?

Наверное, совсем немного, проще говоря, нисколько. Просто так сидеть или лежать тоже не будем. Часто мы тратим наше драгоценное время на грех, удовлетворение страстей. И здесь прогресс — тоже помощник. Вместе с полезными устройствами и приборами мы наполняем свои жилища вещами, которые помогают нам убивать время. То самое время, которое мы высвобождаем от забот и труда. То самое, что мы крадем у Бога и ближних.

Информационные технологии, средства связи, в принципе, могут принести такую колоссальную пользу! По телевидению можно передавать массу ценной информации, использовать для обучения, например видео­уроков и мастер‑классов, специалисты могут делиться знаниями… А на деле? Мутный поток абсолютно пустой, а то и откровенно вредной информации. Телевидение сегодня — зомбирущее средство для порабощения общества господствующему слою.

Средства коммуникации — телефон, видеосвязь через Интернет, социальные сети, призванные, по идее, упростить и ускорить общение, забиты пустым трепом, стали средством кичения, самолюбования, тщеславия.

Таково действие греха, которым поражена человеческая природа. В любом, даже самом светлом человеческом творении часто есть примесь грязи. Порождение ума или рук исковеркано и поставлено на службу греху. И мы, потенциально имеющие такую массу свободного времени, от неправильного духовного устроения не можем даже дух перевести, сесть и спокойно выслушать ребенка или супруга, почитать Евангелие и Псалтирь, помолиться от души, вдумчиво. Этой роскоши мы позволить себе не можем…

Мы мечтаем об отдыхе, изнывая от праздности. Зачем уж тогда высвобожать время от честного труда, если тратить его на суету: суесловие и суеславие — пустые слова и тщетную славу?

Потребительский дух опасен еще одним обстоятельством. Мы смотрим на ближнего и даже на Бога не как на цель, а как на средство. Они интересны нам в перспективе получения каких-либо благ, удовлетворения потребностей.

Господь сказал в Писании: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Туда мы понесем и самое дорогое, что у нас есть, — наше время.

Как дарить и жертвовать

Всем известна истина, что давать лучше, чем брать, дарить лучше, чем получать, никто не будет спорить с этими словами. Но почему на деле нам все же приятнее обратное?

Вообще-то, люди охотно дарят то, что им не нужно. Висит в шкафу пальто, которое не сходится на груди или вышло из моды, — мы рады его отдать. Даже испытываем восторг по этому поводу. Но не торопитесь — это не высокое чувство. Радость здесь больше от самолюбования, от того, что ближнему вещь подошла и я, вместо того чтобы выбросить, великодушно ее подарил. Вы расстаетесь с этой вещью не из любви к ближнему — если ближний не возьмет ее, вы все равно с ней расстанетесь. Вы отчуждаете эту вещь, потому что она перестала представлять для вас ценность.

Вот и жертву Богу мы приносим по принципу: «На Тебе, Боже, что нам не гоже»…

Жертвовать Богу и ближним надо лучшее. А как это определить? Вот как: дарить то, чего желаешь себе, а жертвовать то, что жальче всего отдать.

Это, конечно, в идеале, а в жизни нужно все делать по силам, с духовным рассуждением.

Но самое последнее дело и величайшая глупость — ждать благодарности и ответного деяния. Такое ожидание окончательно опустошает душу.

Странно и жалко слышать от христианина: «Я ему столько сделал, а он неблагодарен», как будто его обманули, разрушив расчет на отдачу и прибыль. Евангельские истины бескомпромис­сны: все, что сделано в ожидании благодарности, уже не добро, а корысть.

Совершая истинный дар и принося истинную жертву, христианин благодарен тому, кто принимает.

Важно понять, что, делая добро другим людям, мы не стремимся превратить их в должников, не пытаемся возложить на их шею иго, которое они должны со временем скинуть, делая в ответ добро нам. Отдавая, отдаем навсегда. Истинный христианин не взыскивает даже то, что просили у него в долг. Радость от возможности дать просящему уже была ему наградой. Бескорыстие и жертвенность — добродетели, изнутри преображающие душу.