Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное образование > Открытые пространства
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (175) 15:48, 14 октября 2019

Открытые пространства

В следующем году городской ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования отметит свое десятилетие. Организация, работающая с детьми, родителями и педагогами по программам духовно-нравственного воспитания, была создана в июле 2010 года на базе школы №187 (Советский район). Это совместный проект департамента образования Нижнего Новгорода, Нижегородской епархии и администрации школы №187. За прошедшие девять лет городской ресурсный центр значительно разросся. Теперь подобные центры духовно-нравственного воспитания и гражданского образования есть в восьми районах Нижнего Новгорода. Первым, спустя полгода после появления городского, открылся ресурсный центр в Канавинском районе, на базе гимназии №2. Наш рассказ именно о нем.

— У меня есть друг и коллега — Валерий Анатольевич Малинин. Семнадцать лет назад нас с ним в один день назначали директорами: меня — этой школы, его — 187‑й, — Татьяна Калинина, директор гимназии №2, рассказывает предысторию создания ресурсного центра на базе своего учебного заведения. — В 2010 году владыка Георгий благословил его открыть городской ресурсный центр. Валерий Анатольевич переживал: как воспримут? Одно дело — православная гимназия, другое — светские школы. А владыка сказал фразу, которую мы с тех пор передаем из уст в уста: «А ты начни! И увидишь, что за тобой подтянутся!» Так и получилось. Валерий Анатольевич открыл ресурсный центр в июле 2010‑го, а в феврале 2011‑го уже открыли мы.

Александровский зал

Мы идем по школьному коридору в «Александровский зал». Когда-то на его месте тоже был обычный коридор, где ребятишки в перемены бегали и играли. С созданием в 2012 году зала игры не прекратились, только теперь они дополняются познавательной составляющей. На многочисленных стендах — информация, связанная с Александром Невским и последователями его ратных и духовных деяний.

— Когда Валерий Анатольевич на базе своей школы открыл первый зал — Кирилла и Мефодия — я тоже задумалась о таком у нас, — вспоминает директор гимназии, — но какой это будет зал? Идею мне подал протоиерей Сергий Матвеев. Он сказал: у вас же рядом со школой собор Александра Невского, вот и сделайте зал Александра Невского.

Работа закипела. Сначала на одной из стен приглашенные художники изобразили известную картину «Ледовое побои­ще». На другой стене на фоне Александро-Невского кафедрального собора были изображены Александры, прославившие Россию. Здесь и Александр Свирский, и Александр Невский, и Твардовский, и Пушкин, и Солженицын, и многие другие. Одновременно с созданием картин гимназисты собирали материалы о жизни великих соотечественников. Результаты поисков были размещены на стендах и стали основой тематических экскурсий.

— Для меня было очень важно, — продолжает Татьяна Станиславовна, — чтобы все это имело какое-то отношение к семье. И мы придумали, как это сделать! Наши дети пишут сочинения на тему «Имя Александр в моей семье». Это имя настолько популярно, что всегда есть о ком писать. А лучшие работы мы выставляем здесь. Среди них есть сочинения, стихи и эссе, от которых слезы наворачиваются. Юные художники гимназии рисуют иллюстрации.

Экспозиция постоянно меняется, ведь подрастают новые дети, которые рассказывают уже о своих Александрах. Прийти в «Александровский зал» может любой ученик школы в любое время. И это принципиальная позиция. Кстати, есть в школе и второй зал, исторический, о нем чуть позже.

— Мы называем наши залы не музеями, а открытым пространством, — говорит директор. — Здесь ничего не запирается на ключ. В перемену здесь всегда ребята. Кто‑то изучает стенды. Другие обсуждают прочитанное и готовятся к своей новой роли — экскурсоводов. 

Конечно, готовить материал им помогают педагоги, в том числе Оксана Олеговна Кокошко. Учитель русского языка и литературы, она курирует проект «Александровский зал» и руководит группой экскурсоводов. Десятиклассница Аня Гунтарева занимается в группе несколько лет. Девочка специализируется на англоязычных экскурсиях. Да, да, здесь проводятся и такие!

— К нам в школу приезжает много гостей, — рассказывает Аня, — в прошлом году были китайцы. Конечно, с ними было нелегко, все-таки английский для них не родной язык. Но ничего, друг друга поняли! Для меня большая честь принимать гостей гимназии, мне интересно готовить для них экскурсии, находить материалы.

Подбор материалов идет с учетом особенностей потенциальных посетителей. Для взрослых — одна экскурсия, для малышей — а в залы гимназии любят приходить ученики начальной школы и воспитанники детских садов района — другая, для детей с особенностями развития — третья.

— У нас любят бывать ребята из 95‑й школы, мы с ними дружим. Для них экскурсия в основном интерактивная: вопросы-ответы, посмотреть картинки, — рассказывает куратор проекта Оксана Кокошко. — Постоянно придумываем что-то новое: то поэтическую экскурсию, то приуроченную к той или иной дате. А еще «Александровский зал» — это научный поиск. Много исследовательских работ наших гимназистов и учителей открывают новые горизонты для размышлений и открытий.

Исторический зал

— Ребята, скажите, что все перемены у нас здесь дети! — Татьяна Станиславовна обращается к ученикам, которые ждут нас в «Историческом зале», чтобы рассказать о нем. На вопрос директора отвечают хором:«Да!» Посмотреть здесь действительно есть на что. Основная экспозиция посвящена 800‑летию Нижнего Новгорода. Собственно, зал и называется: «Восемь столетий Нижнего Новгорода». На каждом стенде — краткая информация о людях и событиях, которые прославили наш город, интересные факты и выдержки из письменных источников, иллюстрации, фотографии.

У юного экскурсовода — девятиклассницы Ульяны Поличенко — все получается настолько профессионально, что, закрыв глаза, можно подумать, будто экскурсию проводит человек с большим опытом работы. Девочка признается, что с открытием в гимназии залов историей стало интересоваться больше детей:

— Это гораздо интереснее, чем обычные школьные коридоры, где ребята сидят и играют в смартфон. Это и познавательно, и полезно. Вот, например, карта Канавинского района, которую гимназисты сделали сами. На ней отражены все интересные знаковые места. Рядом — информационные таблички с QR‑кодами.

Гимназическое образовательное пространство — это Александровский и Исторический залы, музей боевой славы, кабинеты Сергия Радонежского и Кирилла и Мефодия. Все это открытая территория, доступная не только гимназистам и их родителям, но и учащимся школ и воспитанникам детских садов Канавинского района. Гимназия организует и проводит у себя Рождественские и Пасхальные фестивали, олимпиады и конкурсы, педагогические чтения и конференции по духовно-нравственному воспитанию. Здесь реализуется программа международного сотрудничества «Мы — вместе» с гимназией «Лаза Костич» из Нови Сада (Сербия), города-побратима Нижнего Новгорода. Результат — совместная разработка и реализация проекта «Витязи меча и духа», который сблизил педагогов и гимназистов двух стран, в том числе благодаря изучению православной культуры, традиций и ратного подвига братских народов. В итоге — проект признан победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива».

Традиции гимназии

В гимназии №2 немало традиций, которые греют душу. Каждое утро здесь начинается с добрых слов и пожеланий по общешкольному радио. Несколько раз в год директор в каждом классе проводит уроки «Поговорим о жизни и о себе».

— Мы говорим о добре и зле, — рассказывает Татьяна Калинина, — о том, как к школе надо относиться, как мам беречь, пап уважать, семью ценить… Потом ребятишек плюшками и пирогами угощаю. Благодаря этим встречам я всех учеников не только в лицо знаю, но и по имени, и они знают, что мой кабинет для них открыт всегда.

Некоторые традиции гимназии появились благодаря сотрудничеству с Нижегородской епархией. Одна из них — приглашать первоклассников на первую исповедь.

— На родительском собрании мы это предлагаем всем желающим, — делится опытом директор. — Конечно, идут не все, но у нас и задачи такой нет. К малышам присоединяются старшие школьники. В итоге человек 100 приходят из 1200 гимназистов. Перед ЕГЭ тоже есть традиция: идем на молебен в собор Александ­ра Нев­ского, но я потом говорю детям: попросить пришли все, а поблагодарить? Больше половины выпускников потом приходят в храм поблагодарить.

Еще одна традиция — беседы с батюшками. Священники достаточно частые гости в гимназии. Детям нравятся эти встречи, особая духовная среда.

Результат работы — в цифрах. В последние годы Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) выбирают практически сто процентов четвероклассников.

— Один мальчик из мусульманской семьи участвовал в олимпиаде по ОРКСЭ и выиграл, — рассказывает Татьяна Станиславовна. — Я родителям всегда говорю: мы вас не воцерковляем, не призываем бить поклоны и читать молитвы. Мы вам будем рассказывать об истории и культуре Руси. Вы живете в России, и надо ребенку дать знание основ православной веры, которая много раз спасала людей в тяжелые времена.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.