Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Открывая ученикам родной край
14:18, 2 июля 2013

Открывая ученикам родной край

Сайт Нижегородской митрополии.

Ставший одним из любимых на Нижегородчине конкурс «Серафимовский учитель», ежегодно организуемый Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, выявляет самых талантливых учителей, добившихся успехов в духовнонравственном воспитании и образовании подрастающего поколения. За особые, выдающиеся заслуги педагогам — участникам конкурса — присваивается почетное звание «Серафимовский учитель» с вручением диплома, нагрудного знака и денежной премии. Это звание дается один раз в жизни и является аналогом высших светских педагогических наград. Сегодня мы рассказываем об одном из девяти педагогов, заслуживших в этом году имя «Серафимовский учитель» — преподавателе истории школы №187 Нижнего Новгорода, городского ресурсного центра с углубленным изучением отдельных предметов, отличнике народного просвещения Ольге Серовой.

К своей нынешней награде Ольга Серова пришла не сразу и не вдруг. Это закономерный итог ее работы, которой она отдала более 40 лет жизни. С 1972 по 2010 годы она работала в нижегородской средней школе №24, заслужила как библиотекарь звание «Отличник народного просвещения». Долгие годы работает председателем методического объединения школьных библиотек Советского района.

Повезло Ольге Юрьевне, что всегда в стенах учебного заведения ее окружали творческие люди. Вместе со школьными историками, словесниками и музыкальным работником участвовала в Неделе детской книги и даже готовила постановки в самодеятельном театре «Балаганчик».

Библиотечная работа — основное дело педагога. Как предметник она — совместитель. В школе часто учителя не только ведут свой предмет, но и стараются взять дополнительную внеклассную работу и спецкурсы в рамках всевозможных факультативов. Ольга Юрьевна стала принимать участие в самых разных конкурсах.

Азбука маленького нижегородца

Зачем создавать азбуку? Их столько уже существует! Но то просто азбуки — классические, привычные. А «Азбуку маленького нижегородца» вы встречали? Да еще и с иллюстрациями. Чем она может отличаться от всех остальных? А вот отличается. Нужно обладать незаурядной фантазией, любовью к своей профессии и просто талантом, чтобы придумать такую необычную азбуку. Скажете: что тут удивительного?

Ольга Юрьевна придумала не просто книжку, а такую, которая способна пробудить творческие способности ребенка.

«С учениками второго класса мы создали проект „Путешествуем с Аз и Буки“, — рассказывает Ольга Серова. — Эти персонажи — мальчик Аз и девочка Буки — главные герои нашей книжки. А сама книга называется „Азбука маленького нижегородца“. Как любая азбука, она построена на словах от „а“ до „я“. И на каждую букву у нас — краткое повествование по теме краеведения».

В книге, например, можно узнать много интересного о нашем городе. Первая буква алфавита — А. Для Нижнего Новгорода она может ассоциироваться с золотистым ангелом, установленным на крыше духовной семинарии, который словно парит на фоне синего неба. Б — банк, В — Волга, Г — город, герб. Д — Дятловы горы… И так до Я — Ярмарки».

Открытия и огромное удовольствие

Интересен, увлекателен и сам сюжет повествования. В первой книге, в ее конце, говорится, что Аз и Буки зашли в Главный ярмарочный дом. И там, в подвале, они нашли ковер-самолет и записку: «Кто меня найдет, может полетать». Дети сели на ковер-самолет и полетели путешествовать по Нижегородской области. Побывали в Арзамасе, Болдино, Ветлуге, Городце, восхитились красотой родных русских просторов и убранством православных храмов Дивеева…

Сколько еще сел на Нижегородчине, богатых самобытной историей, благодаря этой книге увидели юные читатели! Например, в селе Вареж отыскали много удивительного: праздник русского валенка, конкурсы лозоплетения, бальный танец лансье, который так увлеченно танцуют варежане. Все это — открытия и огромное удовольствие.

Вторая книга азбуки носит название «Путешествие по Нижегородскому краю». «За эти книги мы получили награду в конкурсе

„За нравственный подвиг учителя“ за 2011 год, — говорит Ольга Серова. — Хочу сказать про моих хороших друзей и соавторов: это Юлия Янкавцева и Ирина Малинина, учитель начальных классов, ныне журналист. Они были со авторами первой книги — про город. Со автором второй книги — про область — стала Алина Халецкая, она географ нашей школы. И сейчас мы с ней пишем третью книгу — православную азбуку. Там буквы будут рассказывать о кафедральном соборе Александра Невского. Ведь Аз и Буки вернулись из путешествия, приземлились на Стрелке, а перед ними — храм. Книга в него и поведет.

Первое, что мы увидим — это алтарь, второе — Богородица, перед образом которой мы молимся. Дальше — по алфавиту: „вера“, „воск“… Трудные поначалу православные понятия мы стараемся донести до малышей простым языком».

И еще есть план у Ольги Юрьевны — на писать книгу о промыслах и о великих нижегородцах.

Вместе с другими учителями Ольга Серова принимала участие в конкурсе «Моя семья в истории страны», который про водил Дворец творчества юных имени Чкалова по двум номинациям: «Семейная реликвия» и «Я смотрю на фотографию».

Ученик Ольги Юрьевны Андрюша Жильцов рассказал о прапрадедушке, который управлял лошадью, о колокольчике, когда-то висевшем на шее кормилицы. Лошадь по кличке Милорд забрали в колхоз, а колокольчик остался в семье. Взрослые вспомнили, как жилось людям в те давние уже времена, как прадед любил животных, с какой заботой ухаживал за лошадкой, как чистил ее упряжь… Сочинение о колокольчике — семейной реликвии — заняло первое место в конкурсе.

Потом была замечательная работа «Хрустальная ромашка» — о брошке, которую прапрадедушка подарил своей невесте-прапрабабушке в день свадьбы. Историю рассказали ученица второго класса Полина Халецкая и ее мама.

Такие проекты незримо укрепляли связь школы с семьей, и учебное заведение для многих учеников становилось понастоящему вторым домом, в котором интересно.

Конкурсы дают очень многое — родители, помогая детям, начинают оглядываться на свое прошлое. Ученики Ольги Юрьевны писали рассказы о прадедушках «Один день войны», «Открытка с фронта». Работа над такими темами создает определенную нравственную атмосферу.

Вместе с детьми Ольга Серова активно участвует в детских Рождественских чтениях, не проходят мимо нее и взрослые Рождественские педагогические чтения.

«Исчезли организации октябрят, пионеров, а дети очень хотят коллектива, — говорит Ольга Юрьевна. — Поэтому мы и привлекаем ребят к исследованиям. Под эгидой очень сильного методического объединения историков проходили конкурсы „Наш Нижний Новгород“, „Ты — нижегородец“. Все это сплачивало учеников в команду».

На базе 187-й школы действует городской ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию.

«Всего второй год работаю я здесь учителем истории, — рассказывает Ольга Серова. — В прошлом году вела курс „Религии России“ в восьмых и девятых классах, а теперь использую разные формы подачи материала по основам религиозной культуры и светской этики. Мы погружаем ребенка в традиционную русскую культуру, в которой православие является стержнем всего. Много дают школьникам паломнические поездки в Дивеево, Муром, в село Сартаково, на Николин Ключ».

В конкурсе «За нравственный подвиг учителя» Ольга Серова вместе с Юлией Янкавцевой заслужила третье место за программу «Я здесь родился, здесь живу».

Ее программы, которые выкристаллизовались из предшествующих работ («Нижегородский край — душа моя» для детского сада и «Гражданское образование. Азбука маленького нижегородца» для средней школы), на конкурсе «Серафимовский учитель — 2012» заслужили награду из рук митрополита Георгия.

А по программе «Азбука маленького нижегородца», которую написала и сертифицировала Ольга Серова в Нижегородском институте развития образования, работает теперь и средняя школа №44.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.