Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православная география > Открывать Россию, открывать Бога
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (195) 15:37, 14 ноября 2020

Открывать Россию, открывать Бога

Русское географическое общество отметило 175-летие

«Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация», — так охарактеризовал сущность Русского географического общества знаменитый географ, путешественник и государственный деятель Петр Семенов-Тян-Шанский. Всестороннему изучению родной земли, ради которого объединялись лучшие молодые силы России, предшествовала эпоха собирания русских земель и налаживания торговых и дипломатических связей.

По торговым делам и помолиться

Наши предки любили путешествовать с древних времен. Путь длиною в несколько месяцев, опасности и несовершенство транспорта не смущали путешественников средневековой Руси. Паломничества, посольства и деловые поездки были важной частью их жизни. Об этом мы можем судить благодаря дошедшим до нашего времени запискам о путешествиях, которые назывались «хожениями» и принадлежали к числу памятников древнерусской книжности.

Жанр хожения сложился уже на заре русской письменности — в самом начале XII века. Однако русские люди стали путешествовать намного раньше, и путевые записки, надо полагать, велись и в Х–XI веках. Хорошо известно, например, путешествие княгини Ольги в Константинополь в 957 году, о чем рассказано в ранних летописях. Будущий основатель и игумен Киево-Печерского монастыря Антоний еще в молодые годы (середина XI века) дважды ездил в Царьград и на Афон. Сын знаменитого боярина Яна Вышаты, Варлаам, в 1062 году совершил путешествие на Ближний Восток. Иоанн Полоцкий, ритор и врач великого князя Владимира I, ездил по разным странам с целью изучения различных религий. Одним словом, в Древней Руси хорошо были известны пути на Ближний и Средний Восток, в Закавказье, страны Европы, Среднюю Азию, на Каспий и Урал. Об этих вполне реальных путях говорится в раннем летописном рассказе «Повести временных лет» — описании путешествия апостола Андрея в Киев и Новгород.

В Киевской Руси, в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига наши предки путешествовали в основном к местам христианских достопримечательностей Ближнего Востока. В XII веке монах Даниил совершил паломничество в Иерусалим. Он стал первым русским, описавшим путешествие в Святую землю.

В 1437 году суздальский епископ Авраамий стал членом Русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439). Русский посол был свидетелем католического богослужения и в подробностях описал мистерии «Благовещение» и «Вознесение», которые наблюдал в церквях Флоренции. Мистерии поразили путешественника своим художественным и техническим оснащением.

В период объединения Северо-Восточной Руси, в эпоху Куликовской битвы наряду с паломниками по восточно-христианским странам появляется новый тип путешественника, более предприимчивого, пытливого, — это посол по государственно-церковным делам и гость торговый. В эту эпоху предпринимаются путешествия в Западную Европу, далекую Индию и на мусульманский Восток. В XV веке тверской купец Афанасий Никитин посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым и записал свои впечатления, которые получили название «Хожение за три моря». Русский купец стал одним из первых европейцев, посетивших Индию, а его записки стали первым русским произведением, точно описывающим торговое, а не религиозное путешествие.

Время великих мореходов

В XVI–XVIII веках появляются путешественники-землепроходцы, открывающие новые пути и необжитые земли на северных и восточных границах Руси. С этого времени начинается летопись русского мореплавания и великих открытий, закладывается важная традиция будущего Русского географического общества — связь с русским флотом и морскими экспедициями.

Время русских мореходов пришло несколько позже, чем в Европе. В эпоху великих открытий португальских и испанских мореплавателей на Руси был трудный период становления государства: к XV веку оно еще только складывалось. Предстояло освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских княжеств в одно государство, покорение Сибири, которое длилось до середины XVII века. Крупные экспедиции с целью изучения Севера были предприняты лишь в эпоху Петра Великого, а первое кругосветное путешествие было совершено русскими мореплавателями почти на 300 лет позже Магеллана. В то же время именно оте­чественным мореходам принадлежит честь совершения множества открытий в северных районах Азии и Америки, кроме того, именно русские открыли Антарктиду — шестой континент.

Большая часть морских побережий России приходится на северные районы, так что освоение этих территорий было сопряжено с большими сложностями и опасностями, требовало мужества и преданности делу. Подходящих для этого людей нашлось немало.

Но неутомимых исследователей не могли остановить штормы и ураганы, экстремальный холод, отсутствие чистой воды и нормальной пищи, эпидемии цинги, кораблекрушения, встречи с местными племенами. Так, Семен Дежнев, задолго до Беринга первый открывший пролив между Азией и Америкой, реку Колыму и восточную точку материковой территории России, получил около 15 ранений в стычках с племенами Севера. Великая Сибирская экспедиция братьев Лаптевых, связанная с исследованием северных и восточных побережий Российской империи, велась около 10 лет в экстремальных условиях. Многие члены экспедиции погибли от цинги.

Во все времена русские люди, отправляясь «в море далече», стремились рассказать о природе, истории и культуре нашей страны. Кроме паломников, купцов и ученых-исследователей этому делу сегодня бескорыстно служат также писатели, художники, журналисты и фотографы. Они помогают нам открывать Россию заново, любить свою Родину и гордиться ею.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.