Всю дорогу слушали рассказ экскурсовода, из автобуса поспешили в храм, кратко помолились, поставили свечи — и вот уже руководитель группы торопит занять свои места. Ситуация, когда время ограничено, а программа поездки плотная, знакома многим. Взять хотя бы Суздаль, где 30 храмов и пять монастырей. Успеваем ли мы духовно потрудиться в таких условиях и есть ли смысл в таком паломничестве? Мы решили узнать, что по этому поводу думают наши читатели.
Валентина Могучева, пенсионерка:
— Мы, прихожане храма в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, ездили в Москву к матушке Матроне, в Троице-Сергиеву лавру. Паломничество нас очень сплотило. Было чувство умиротворения и в то же время такой заряд бодрости! Незабываемые впечатления. Я думаю, в такие поездках есть смысл, потому что, когда мы едем, то предварительно готовимся: читаем и о местах, в которых предстоит побывать, и акафисты, и жития святых, по возможности, причащаемся, исповедуемся. Тогда информация, которую мы получаем в поездке, хорошо усваивается, и никакая суета не мешает благодати.
Людмила Глазкова, волонтер:
— Мое мнение, в такие поездки нужно ездить одному или с небольшой группой людей, которые тоже хотят потрудиться духовно, потому что программа поездок бывает такая плотная, что к окончанию в голове возникает небольшой сумбур. Не нужна эта суета, ее хватает дома и на работе. А когда ты приехал к святым местам, хочется отрешиться от нее, побыть в тишине, помолиться за родных. А этого не получается в паломнических поездках, где постоянно испытываешь лимит времени.
Приехав на место, например в Троице-Сергиеву лавру, успеваешь приложиться к мощам Сергия Радонежского, а затем экскурсия по лавре. Конечно, после экскурсии дают свободное время, но оно ограничено. А ведь хочется помолиться, почитать акафист или просто постоять на службе, если она идет. После лавры — переезд в Хотьково, Москву и снова экскурсии.
У каждого человека в паломничестве своя задача. Кто-то хочет получить больше информации об этих местах, кто-то едет со своей личной целью. Мы с мужем часто путешествуем и перед поездкой всегда изучаем достопримечательности городов, куда едем. Везде, где бываем, заходим в храмы, посещаем монастырь, чтобы помолиться за родных, поставить свечи, приложиться к святыням, побывать на службе и просто посидеть на территории храма или монастыря. На какое-то время отрешиться от мирской суеты. И здесь никто нас не ограничивает по времени.
Конечно, перед паломнической поездкой нужно взять благословение у священника и, по возможности, заказать молебен о путешествующих.
Инга Зиновьева, куратор по социальной и молодежной работе Сормовского благочиния:
— Сомневаюсь в духовной пользе от поездок, в которых маршрут расписан по минутам. Информации много, времени мало, суета, и до пункта назначения мы едем в комфорте… Меня огорчает тот факт, что паломнические поездки в большинстве случаев превратились в православный туризм. Именно поэтому я для себя давно решила отдать предпочтение трудническим выездам, пусть даже однодневным, когда можно не только приложиться к святыням и узнать их историю, но совершить усилие над собой, послужить тому святому месту и людям, обитающим в нем. В этом случае человек, безусловно, трудится духовно.
Никита Марычев, копирайтер:
— Паломничество предполагает высокую духовную концентрацию. Если ее растерять, то превратишься в простого туриста. Нужно постоянно помнить о том, куда едешь и зачем. Когда-то в паломничества ходили пешком, тогда было намного больше времени на молитву, на то, чтобы подготовить себя к встрече со святыней. Сейчас все быстро — считанные часы. Добраться до нужного места стало в разы проще, а вот создать нужный настрой — в разы сложнее. Поэтому нужно очень-очень стараться. Но несмотря на суету и высокую скорость, смысл в паломничестве все равно остается. Чем больше внимания обратишь на духовную сторону паломничества, тем больше пользы сможешь получить.
Иерей Анастасий Сухомлин, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского д. Кожевенное, преподаватель Нижегородской духовной семинарии:
— В первую очередь, надо ответить себе на вопрос: зачем я еду в паломничество? Если человек делает первые шаги на пути к вере, воцерковляется, для него подобная поездка, возможно, будет сложной. Ему необходимо время для духовных размышлений, для того, чтобы прочувствовать важность происходящего с ним события — соприкосновения со святынями, что сделать крайне сложно в условиях ограниченного времени и насыщенности программы. Иная ситуация, если человек в силу профессии или личных интересов принадлежит к научным, культурным кругам. Историку или искусствоведу не бесполезен будет тот объем информации, который предлагают в рамках экскурсии и за короткий срок.
Все зависит от личности человека, от того, какие цели он ставит перед собой, отправляясь в подобную поездку, а потому ответить однозначно на этот вопрос не получится. Паломническая поездка, даже кратковременная, оставит след в душе человека. Самое главное — подходить к делу рассудительно. Если человек отправляется в путь из благоговения, у него есть стремление духовно вырасти, поближе познакомиться с историей, — польза будет. Другое дело, когда посещение святынь, поклонение мощам превращается в некий «обязательный пункт» программы, который нужно выполнить во чтобы то ни стало.
Порой люди настолько стремятся причаститься, что возникает суета и давка в храме, хотя можно было и до поездки прийти в свой храм и причаститься, и исповедаться. Если человек едет за чудом, мне кажется, он тоже духовно еще не созрел, потому что для верующего каждый день — чудо, и он научается видеть Промысл Божий в своем повседневном существовании.
Сейчас, когда в России находятся мощи святителя Николая, мне задают вопрос: стоит ли ехать в столицу, если можно прийти в один из наших храмов и приложиться к частице его мощей? Я думаю, что если вы ощущаете потребность в такой поездке, нужно ее совершить, если же сомневаетесь — не стоит.
Подготовила Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.