Помню, принес в один толстый журнал свой рассказ «Память смертная». Редактор рассказ одобрил, но название посоветовал сменить. «Мрачно как-то», — сказал он. Редактор был христианином, но, как и многие, не был знаком с христианским учением о смерти, иначе знал бы, что в христианстве «память смертная» — не мрачное словосочетание, а понятие, содержащее надежду на бессмертие, на будущую жизнь со Христом.
Древнее, всем известное выражение «Memento mori» («Помни о смерти») Библия раскрывает во всей полноте: не просто «помни о смерти», но — «поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь», — говорит автор Книги Премудрости Сираховой, другими словами, имей память смертную, и она поможет тебе воздерживаться от греха. Для чего это нужно? Для того, чтобы достойно предстать пред Богом в свой час.
«Откуда эта блаженная надежда?»
Рано или поздно мы начинаем понимать, что человек смертен. Более того: я — смертен! Сначала поражаешься, потом привыкаешь к этой мысли, затем как бы отодвигаешь ее на задний план, в тень. И думаешь об этом, и стараешься не применять мыслей о смерти по отношению к себе.
Так было во все века — человек задумывался: откуда в людях смерть? Что это такое? Есть ли что-нибудь за ее порогом? Как следует умирать? На эти вопросы существует два противоположных ответа. Неверующие всех времен признают смерть естественной и неизбежной по самой природе: мы умираем потому, что такова изначально природа человека, как и всех животных. Другой взгляд, религиозный, говорит, что это не так, что жизнь после видимой смерти не кончается. С этим-то положением о человеческом бессмертии соглашались все религии мира во все времена.
Марк Порций Катон, римский философ, живший до Христа, пишет: «Откуда же еще эта блаженная надежда, это страстное желание и тоска по бессмертию? Откуда же еще этот загадочный страх и внутренний ужас Падения в ничто? И отчего душа опять Обращается к себе и не изменяется при разрушении?»
Итак, откуда повсеместная вера в бессмертие? Пусть по-разному, пусть с национальными особенностями, но — верят все! Отличаясь во многом другом, религии мира, осмысляя смерть и проблему послесмертия, делая различные выводы из этих размышлений, совпадают в одном: со смертью тела жизнь человека не кончается.
На Крайнем Востоке китайцы в V веке нашей эры отрицание бессмертия считали вольномыслием, противным религии. Мыслители Китая утверждали, что бессмертие — существенная принадлежность человека, что смерть есть только отделение от тела того, что его оживляло, что тело есть только дом, в котором обитает дух.
«Где желания находят успокоение»
О жизни после смерти говорят индийские Веды, а в молитве при совершении жертвы в честь Сомы, посредника между богами и людьми, читаем: «Сома! возведи меня туда, где светит вечный свет, в мир беспредельной славы, туда — в мир бессмертия, туда, где таинственное жилище царя Вивасваты (первого, или идеального, вечного человека): сделай меня бессмертным, Сома, и возведи в небеса, где желания находят себе успокоение, где живут светоносные существа, где пьют из чаши светлого живительного питья, где одно счастие и радость».
Основатель буддизма не допускал ни личного, ни пантеистического бессмертия человека: целью жизни, по учению Будды, является нирвана (бытие угасшее), то есть совершеннейшая пустота. То есть жизни души как таковой после смерти нет. Но в представлении последователей Будды блаженство нирваны превратилось в своего рода рай. Таким образом, философская доктрина основателя не заменила человеку религии, которая невозможна без веры в Бога и бессмертие. А если буддисты и бегут от смерти, то весьма своеобразно: побег этот — избавление от бесконечных перерождений, вера в которые есть одна из составляющих этой религии (можно ли буддизм назвать религией — тема отдельного разговора).
В «гостинице»
Если мы обратимся к религии персов, то и там найдем понятия о бессмертии души. Ормузд, как говорил Зороастра, одарил человека двумя благами: счастьем на земле и бессмертием в будущей жизни. Более того, персы верили в то, что при конце мира последует воскресение всех людей вместе с телами их, что уже очень близко к христианскому учению о конце времен.
Не исключение и Древний Египет. Здесь жизни после смерти придавалось особое значение. Греческий историк Диодор Сицилийский говорил, что египтяне мало ценят настоящую жизнь, называя дома живых гостиницами, в которых человек останавливается только на время, как путешественник, и признавая истинными и вечными жилищами гробы мертвых. На смерть египтянин смотрел, как на закат жизни, после которого ожидал нового восхода ее. Умирая, человек уходил на время в аменти, то есть в сокровенную, темную область жизни. Но пребывание там должно было стать только переходной ступенью к новой жизни для умершего.
Упоминания о продолжении жизни после смерти, смутное чувство какого-то таинственного бытия за гробом выражалось и в принесении жертв умершим ассирийцами и вавилонянами, арабскими племенами и греками. Об этом пишет Геродот, упоминают Гомер, Гесиод и другие древние писатели и историки.
Духи предков
По верованию римлян, к каждому человеку приставлен свой гений, руководящий его судьбой при жизни и даже определяющий его состояние после смерти. Души умерших, манны или лары, были почитаемы как божественные существа. «Когда я умру, — пишет знаменитая мать Гракхов своему сыну, — ты будешь приносить мне жертвы и призывать божество твоей матери».
Вера в будущую жизнь существовала и у германских племен. По их религиозным представлениям, только храбрые, павшие в битве, переходили в Валгаллу, жилище Одина, чтобы продолжать там земную жизнь на высшей ступени, между тем как все прочие отправлялись в печальное жилище Гелы. По позднейшему верованию — перехода в Валгаллу удостаивались не только герои, павшие со славою в битве, но вообще все добрые, а в мрачную Гелу отправлялись все злые.
И наши языческие предки — восточные славяне, как и все славянские племена, верили в загробную жизнь. Они не понимали духовного существования за гробом и представляли души усопших доступными для всех ощущений этого света. Когда послы князя Игоря скрепляли свой мирный договор с греками религиозно-юридической клятвой, что нарушители его «да будут раби в сь век и в будущий», — они говорили совершенно в духе славянскаго язычества. Когда воины Святослава, по свидетельству Льва Диакона, не надеясь на спасение, предавали сами себя смерти, они верили, что через это избегнут позорной повинности быть рабами своих победителей на том свете. Достаточно познакомиться с описанием погребальных обрядов славян, которые, кстати, также поклонялись духам предков, чтобы убедиться, какое огромное значение они придавали загробной жизни.
Идея воздаяния
Итак, у языческих народов древности, имевших более или менее искаженные религиозные понятия, мы находим веру в бессмертие человека. Теперь посмотрим, как определяет смерть Книга Книг — Библия.
В Священном Писании смерть признается противоестественным, ненормальным явлением в роде человеческом, наказанием Божиим за грех падшего человека и, вместе с тем, относится к числу преходящих зол, которые должны уничтожиться с восстановлением падшей природы че-ловеческой.
Это понятие положило основание христианскому учению о смерти. «Знаю, что воскреснет брат мой в воскресение, в последний день» (Ин 11:24) — эти слова Марфы, сестры воскрешенного Спасителем Лазаря, представляют вершину ветхозаветной веры в бессмертие и будущую жизнь и начало веры новой: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Так гласит христианский Символ веры.
Надо сказать, из новых монотеистических религий вслед за иудаизмом, уже говорящем о Суде и воскресении, не только христианство, но и ислам признает бессмертие человека и будущую загробную жизнь с ее наградами и наказаниями.
Согласие народов
Итак, голос всех народов, выражающий собою голос природы человеческой, высказывается в пользу бессмертия души и будущей жизни человека. Все религии без различия проповедуют эту истину. Именно на это согласие народов ссылается Цицерон в доказательство истины бессмертия души: «Как в бытии богов мы уверяемся чрез природу, а свойство их познаем разумом, так и о пребывании душ по смерти судим на основании согласия всех народов».
Если же человек, душа его, по сути своей бессмертен, то что ждет его за чертой этой жизни? Об этом расскажем в следующем выпуске. Из сказанного же сегодня хочется сделать вывод, с грустным юмором, но чрезвычайно точно сформулированный англиканским писателем-богословом Клайвом Льюисом: «Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим — с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем».
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.