Мир духов — мир ангелов. Как он заманчив и притягателен! Как хочется заглянуть туда и услышать «глаголы неизреченныя»… И вроде бы у нас даже есть Ангел-хранитель. Зачем он? Можем ли мы общаться с ним?
Всем известно, что православное богословие ковалось святыми отцами в полемике с ересями, которые были новым «изданием» ветхого язычества. И поскольку последнее всеми правдами и неправдами рвалось к общению с миром духов, постольку отцам Церкви приходилось приучать новых христиан — вчерашних язычников — расставлять правильные приоритеты.
Насколько трудно было бедным язычникам разобраться в хитросплетениях магов и оракулов, настолько стыдно христианину не знать чистейшего учения Церкви. Как же она учит о мире духов?
В самых первых словах Библии «В начале сотворил Бог небо и землю» под словом «небо» понимается мир ангелов, духовный мир, а под словом «земля» — мир материальный.
Бог сотворил мир духовных существ, которые славят Бога и исполняют Его поручения. Они обладают полнотой свободной воли, но она полностью добровольно совпадает с волей Божией, поэтому служить Богу, славить и воспевать Его — их искреннее желание и счастье.
По повелению Божию они являются хранителями и защитниками людей — высшего творения Господа, предназначенного к вечной Небесной славе.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».
В горнем мире
Само слово «ангел» — греческого происхождения, и переводится оно как «вестник». Люди узнали этих духовных сущностей в первую очередь как возвестителей повелений от Бога, поэтому и закрепилось такое название.
Часть ангелов отпала от Бога. Священное Писание не говорит прямо, почему так произошло, у нас есть только косвенные указания на это и многочисленные свидетельства святых отцов. Согласно этим, более чем вероятным, предположениям один из самых высших ангелов помрачился умом от… зависти к Богу, взбунтовался против своего Создателя и увлек с собою многочисленную часть духов. Все они были низвергнуты в преисподнюю и отныне представляют собой крайне злое и ожесточенное бого— и человеконенавистническое войско.
Оставшиеся верными Богу ангелы настолько утвердились в добре, что теперь не могут согрешить, хотя их свобода не нарушена, а падшие духи во главе с сатаной, или диаволом, настолько смешали свою природу со злом, что стали его персонификацией и не могут покаяться, даже не могут этого захотеть.
Злоба бесов к людям так безмерна и зависть их к человеку настолько не имеет пределов — ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов, — что демоны истребили бы весь род человеческий, если бы Господь попустил им делать что угодно с людьми, если бы не было у людей Ангелов-хранителей, наставников добрых и благочестивых, пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Педагог и защитник
Поэтому Церковь верует, что у каждого христианина по действию Промысла Божия есть Ангел-хранитель — Ангел, приставляемый Богом к человеку при Крещении для охраны и помощи в добрых делах.
Об этом свидетельствуют слова Господа Иисуса Христа в Священном Писании: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18: 10). Это значит, что если в нашем земном греховном мире человек может быть мал, незнатен и беден и по этой причине презираем, то не так у Бога. В Небесном Царстве ангелы, хранители этих людей, имеют постоянный доступ к Богу.
Святитель Василий Великий пишет: «С каждым из верных есть Ангел, который как педагог и пастырь управляет его жизнью». О силе и могуществе Ангела святитель продолжает: «Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего Хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой».
Ангел-хранитель не только сопровождает каждого христианина от Святого Крещения и до окончания земного пути, но и после смерти поведет душу умершего на поклонение Богу. И на Страшном Суде Ангел-хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения становится последнему неразлучным другом в вечности.
Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Нужно различать Ангела-хранителя и святого покровителя. Святой, в отличие от Ангела, — это реально живший на земле и умерший человек, угодивший Богу праведной жизнью и прославленный в лике святых. Он покровительствует всем, носящим его имя, в то время как Ангел у каждого из нас один. Это отличие легко подтверждается утренним молитвенным правилом: одна молитва прочитывается Ангелу-хранителю, совершенно другая — святому, во имя которого крещен христианин.
Как не лишиться помощи
Наши грехи, нечистая, злая жизнь оскорбляет нашего Ангела. Грех — не только оскорбление Бога, это вызов и святым небесным покровителям, имена которых мы носим, и нашему Ангелу-хранителю. «Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни, Ангела, отделяет прискорбный и смердящий грех, — с горечью пишет святитель Василий Великий. — Всякая душа, оставшаяся (за укоренение во зле) без защиты Ангела-хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание».
Это не значит, что Ангелы такие нежные и ранимые — это значит, что Бог не спасает нас без нас, это значит, что они не нарушают богодарованную свободу. Ангел не стукнет по рукам, когда ты воруешь, не выведет за ухо из кабака, ибо где свобода — там и ответственность. Но всякий, испытавший силу молитвы, обращенной к Ангелу-хранителю, скажет, как быстро он нас слышит и помогает. Только мы, увы, так редко вспоминаем о нашем ближайшем друге, который принял нас всей душой раз и навсегда и готов вести в вечность.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.