Среди нижегородских архипастырей XX столетия особое место занимает человек, чья судьба напрямую связана с трагической судьбой России, пережившей за короткий по историческим меркам период две мировые войны, кровопролитное гражданское противостояние и жестокое уничтожение ее народа. Этот человек — архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан. Время его святительства на Горьковской кафедре пришлось на 1966–1977 годы, когда в стране не утихала антирелигиозная борьба. Сам владыка сполна испытал все тяготы и лишения новейшей российской истории. Сегодня мы напомним об одном из эпизодов его многотрудной жизни.
Архиепископ Флавиан (в миру Федор Игнатьевич Дмитриюк) родился 14 мая 1895 года в семье псаломщика в Польше, в селе Киевец Белоподлясского уезда Холмской губернии. В 1909 году он оканчивает Холмское духовное училище, а в 1915‑м — Холмскую духовную семинарию по первому разряду. В том же году рукоположен во диакона, а затем — во священника и служит в Холмской епархии.
В эти годы бушевала Первая мировая, или, как тогда ее называли, Великая война. В связи с военными действия семинария и многие священнослужители были эвакуированы в Москву. Здесь отец Феодор служил сначала в женском монастыре — подворье около Даниловского кладбища, а затем в других храмах российской столицы, довелось ему послужить и в Петрограде, и в Котельниче, что в Вятской губернии.
В 1918 году батюшка с семьей вернулся в родные края и служил на приходе в Брестской области, часть которой на тот момент входила в состав Польши. По воспоминаниям современников, он был человеком весьма общительным, высокого роста и обладал громовым голосом.
Все годы служения в Польше будущий архипастырь придерживался русской ориентации, за что в 1938 году был лишен польского гражданства и по требованию властей должен был быть выселен за пределы Польского государства. Этому помешало, во-первых, отторжение этой территории Советским Союзом и включение ее в состав Белорусской ССР, а во-вторых, событие, которое навсегда изменило жизнь священника Феодора Дмитриюка — Вторая мировая война.
С 22 июня 1941 года на долгие три года Брестская область попадает в зону гитлеровской оккупации. О жизни отца Феодора с 1939‑го по 1941 год нам ничего не известно, но годы жизни в оккупации проливают свет на его пастырское служение.
Помощь священнослужителей партизанам и их борьба с немецко-фашистскими оккупантами принимала самые различные формы. История сохранила для нас примеры самоотверженной деятельности священников Брестской области, среди которых был и отец Феодор Дмитриюк.
Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной оккупантами, они проводили разведывательную работу, сообщали данные о передвижениях фашистов, снабжали партизан хлебом и одеждой. Дома священников часто становились местом встреч подпольщиков из городов с партизанскими разведчиками, а сами пастыри брали на себя роль связных и выполняли опасные поручения.
Как и будущий горьковский владыка, настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области Василий Копычко оказывал помощь раненым воинам Красной Армии. С начала войны до ее победного завершения отец Василий духовно укреплял своих пасомых, совершая богослужения ночью. Священник рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, переписывал и передавал сводки Совинформбюро, партизанские листовки, обращенные к солдатам Русской освободительной армии и полиции.
Священнослужители зачастую сами принимали активное участие в боевых действиях. Так, в партизанском соединении служил протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он сам не раз участвовал в боевых операциях, ходил в разведку и был в полном смысле слова «партизанским батюшкой». В партизанском движении отец Александр был с лета 1942‑го по лето 1944 года. Из его письма, посланного осенью 1944 года митрополиту Алексию (Симанскому), следовало, что число священников в Полесской епархии за три года оккупации уменьшилось на 55 процентов. Многие из них были расстреляны за содействие партизанам, а храмы, где они служили, сожжены.
Члены семей священников тоже активно участвовали в партизанской деятельности. Настоятель церкви в честь Покрова Божией Матери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области священник Иоанн Лойко принародно благословил трех своих сыновей идти в партизаны. Сам же он остался со своими прихожанами, когда село в феврале 1943 года было окружено карательными отрядами СС. Остался, чтобы помогать больным, калекам и беспомощным старикам, которые не могли вместе с другими уйти в лес. Отец Иоанн был сожжен фашистами 15 февраля вместе с 300 прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию.
Как читаем в справке из Батченского сельсовета, члены семьи будущего горьковского архипастыря, в частности, дочь Тамара Федоровна, бывшая учительница средней школы, оказывала помощь активу и раненым партизанам, которым с огромным риском для жизни давал возможность для лечения и отдыха в своем доме отец Феодор Дмитриюк. Обе его дочери, Тамара и Раиса, неоднократно добросовестно выполняли поручения подпольного комитета.
Всякая связь священнослужителей с партизанами жестоко каралась оккупационной властью. Гитлеровцы не только выдавали разрешения на открытие церквей, но и безжалостно сжигали их, если была замечена связь батюшки с партизанами. Так, «в Освейском районе Витебской области при проведении карательных акций было сожжено пять церквей. В октябре 1943 года в деревне Доры Воложинского района Барановичской области каратели уничтожили 106 человек, из них до этого 26 были согнаны в церковь и там заживо сожжены».
Священника Петра Бацяна, служившего настоятелем в деревне Кобыльники Мядельского района Вилейской области, СД арестовало за помощь евреям. Над ним жестоко издевались в Минской тюрьме: запрягали в плуг и пахали тюремный огород, а потом травили собаками до тех пор, пока священник не умер. За связь с партизанами осенью 1943 года фашисты расстреляли семью священника Виталия Боровского из деревни Лаша.
В этом контексте логичной выглядит судьба семьи и будущего горьковского святителя: во время одной из карательных операций гитлеровцев в деревне Черевачицы в числе многих жителей были замучена его жена Мария Ивановна, расстреляны старшая дочь с мужем, еще две родственницы. Младшая дочь Раиса была тяжело ранена, но ее в сложнейших условиях все-таки удалось спасти.
После освобождения Белоруссии войсками Красной Армии отец Феодор Дмитриюк служил в храмах города Кобрина Брестской области и Бобруйска. В 1952 году он был переведен на приход в Таганрог, а в 1953‑м — в кафедральный собор Ростова-на-Дону. 6 апреля 1955 года священник Феодор принимает монашеский постриг с именем Флавиан, в честь святителя Константинопольского Флавиана Исповедника, и подвизается сначала в Свято-Успенской Почаевской, а с 1957 года — в Троице-Сергиевой лавре.
Святительское служение архимандрита Флавиана началось 20 апреля 1958 года на Свердловской кафедре, где он окормлял уральскую паству в течение последующих восьми лет. В июле 1966 года Преосвященный Флавиан был назначен на кафедру в город Горький, которую он занимал до своей кончины в 1977 году.
Владыка Флавиан долгие годы жил с клеймом «фашистского прихвостня», поставленным на него властью: к епископам Православной Церкви советское атеистическое государство было особенно безжалостно. Государственные чиновники долгие годы проверяли и перепроверяли период жизни в оккупации горьковского архиепископа. Так долго, что свидетелей тех страшных лет почти не осталось.
Но белорусский народ свято чтил и помнил тех, кто своей любовью и молитвой помогал ему выжить. В октябре 1966 года архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан (Дмитриюк) решением исполкома Ленинского района города Горького «за активную помощь членам подпольного комитета по борьбе с фашизмом в 1941–1945 гг.» был награжден юбилейной медалью «20‑летие Победы в Великой Отечественной войне».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.