«Солнышко пригрело — в храмах похолодание», — грустно шутят батюшки. Дачно-отпускной сезон. На воскресных службах народу поубавилось. Даже самые верные прихожане нет-нет да пропадут из поля видимости зорких пастырей. Что уж говорить о верующих «от праздника к празднику». Изменение маршрута выходного дня идет, как правило, в двух направлениях: либо на дальние курорты, к морю, едем, либо на ближние — к любимым грядкам. Едем, сокрушаясь, быть может, что нарушаем четвертую заповедь, но имея наготове увесистые оправдания. А нужны ли они вообще? Может, и в церковной жизни на летний период можно сделать некоторое послабление?
Отвечать на подобные вопросы гостю нашей рубрики — настоятелю храма в честь святого Иоанна Милостивого города Сергача иерею Димитрию Боголюбскому приходится регулярно. Мы попросили его прокомментировать две наиболее часто встречающихся ситуации, озвученные в группах Нижегородской епархии в социальных сетях.
«Начиная с майских праздников, я опять перестала ходить на службы, которые в другое время года посещаю регулярно. Дело в том, что каждые выходные, с пятницы по воскресенье, мы с мужем мчимся в сад: дела, что накопились за неделю работы в городе, никто за нас не сделает. Муж у меня человек нерелигиозный, зато заядлый огородник. А я не возражаю: зарплата в городе у обоих небольшая, и то, что выращиваем на даче, является для семьи необходимым подспорьем зимой. Управиться с делами до воскресенья, как правило, не удается — вот и грешишь с самого утра. Я не то чтобы себя оправдываю, но рассуждаю так: на благо семьи тружусь, не сплю по утрам, не ленюсь, к тому же стараюсь мир в семье сохранить: мужа одного в выходной и в заботах семейных не оставлять. Дело в том что до храма от нашей деревни далековато, со службы быстро не вернешься. А тут еще и в праздник, на Троицу, правда, уже после обеда, меня соседка на прополке моркови «засекла». И давай отчитывать. Что грех это такой, что не вырастет ничего на этой грядке… Морковь удалась на славу, и именно на этой злосчастной грядке. А вот недоумения мои со мной остались. Неужели такой большой грех на мне? Неужели нельзя при необходимости — в дачный сезон — обходиться в выходной домашней молитвой?
Алевтина».
— Дачный сезон как камень преткновения. Это мои первые мысли, возникшие по прочтении этого поста. А что же по существу вопроса? С одной стороны, мы имеем важную заповедь о почитании седьмого дня недели. И эта заповедь совершенно ясно запрещает работу для собственной выгоды в день седьмой. Но повелевает отдать этот день Господу — богослужение, молитва, чтение Священного Писания. И, что самое важное, все это Бог повелевает делать не ради Него —Он ни в чем не имеет нужды — а ради нас самих же! Без этой заповеди человек незаметно для себя самого превращается в существо, стремительно теряющее образ Божий в себе самом. Он перестает быть цветущим садом, превращаясь в иссохшую пустыню. Пустыня, конечно же, продолжает существовать, но она никого не напитает и не даст желанного покоя.
Получается, с какой стороны ни посмотри, но четвертая заповедь Закона Божиего крайне важна для верующего человека. Оторвать себя от литургии и, главное, причастия на три-четыре месяца в году, пока длится сезон сельхозработ, значит подвергнуть себя очень большому духовному риску.
Но мы не должны обойти вниманием и другую сторону этой «медали».
Маловоцерковленные и полувоцерковленные семьи. Жена — в храме, муж — нет. Или наоборот. Однако это наша практически повсеместная реальность! Как же поступить в такой ситуации? Мне кажется, можно прийти к компромиссу. Да, без храма нельзя, но и идти на постоянный кофликт с мужем тоже неумно. Как я понял, у вашей семьи есть автомобиль. Вы пишете, что пешком от вашего загородного дома до ближайшего храма далеко, но не думаю, что расстояние более 10–20 километров. Ваш муж, уверен в этом, очень сильно любит вас, и переживания его собственной жены для него важны. Поэтому предлагаю: быть на воскресной литургии раз в две недели в летний период. Литургия идет не более двух часов. Не думаю, что произойдет что-то трагичное, если вы приступите к делам ближе к полудню. Да и не огромные же плантации у вас, в самом деле! Я сам вырос в деревне и прекрасно понимаю, что это такое.
В то же воскресенье, когда вы не пойдете в храм, можно помолиться утром дома: прочесть воскресный канон, Евангелие, одну-две кафизмы Псалтири.
Главное — не искать оправданий своему непребыванию в храме и стремиться к литургии. Остальное — приложится.
«В это лето впервые за четыре года решились на поездку заграницу всей семьей. Отпуска у нас с мужем выпадают на Петров пост, который в этом году из-за ранней Пасхи особенно протяженный и длится дольше месяца — с 4 июня по 11 июля. Самое отпускное время! Мы однажды уже были на отдыхе в период поста. Результат был, прямо скажу, не очень. И не смогли по-настоящему расслабиться, и духовной пользы, как мне кажется, от постоянных угрызений совести не получили. То есть пытались поститься, молиться, ограничивать себя в развлекательных мероприятиях, а так как дети у нас уже довольно взрослые и к посту привычные, то и их настраивали соответствующе. Но в итоге отпуск прошел в каком-то напряжении и недовольстве собой. С какой же установкой ехать в долгожданное путешествие на этот раз? Или вообще не надо было планировать такой отпуск? Но вот обстоятельства наши таковы. И теперь перед нами встает масса практических вопросов, в том числе, как питаться в отеле. Понятно, что можно выбрать что-то менее скоромное, поесть где-то в другом месте, но вот, например, во время экскурсий, на той же яхте или в горах, тебе предлагается есть то, что дают. Кто-то скажет, что ограничения в еде всего лишь одна из составляющих поста и что проблема вообще надумана, ведь для истинно верующего человека выбор между праздностью и духовной работой не стоит. Но я слышала, что вопрос проведения летнего отпуска в соответствии с церковным календарем актуален даже для семей священников. Читала еще об инициативе на уровне Всеправославного собора обсудить возможность сокращения Петрова поста.
Ольга»
— Ваша проблема совершенно не надумана, более того, она довольно остро стоит перед многими семьями. По крайней мере, я такие вопросы слышу ежегодно и уверен, что практически любой священник скажет то же самое.
Постараемся разобраться поэтапно. Сначала не мешает вспомнить, что исторически Петров пост возник как воздержание для тех, кто по каким-либо причинам не смог поститься в пост Великий. При этом он длился две недели, начиная со следующего воскресенья от Троицы. С течением времени практика менялась. И хотя одно из правил Вселенского собора запрещает иметь более одного сорокадневного поста в год, мы имеем то, что имеем. Мы не говорим, хорошо это или плохо, а исходим из настоящих реалий.
Действительно, в православной среде раздаются голоса о пересмотре практики постов, исходя из тенденций современного мира, который разительно отличается от времени появления постов. Многие говорят, что практика постов – исключительно монашеская практика, принятая нами без рассуждения и лежащая невыносимым бременем на современном человеке. Так это или нет — вопрос другой, но такие голоса звучат. Даже великий (для меня — точно) сербский Патриарх Павел высказывался за сокращение и смягчение постов для мирян и оставление прежней меры монахам. Но все это дискуссии, а что нам-то, простым христианам, делать? Мне кажется, есть два варианта решения проблемы. Это мое частное мнение, и, может быть, другие пастыри со мной не согласятся.
Первый вариант. Отправляться на отдых на каноническую территорию тех православных Церквей, которые приняли новоюлианский календарь. Пасху они празднуют по «старому» календарю, а вот остальные праздники — по «новому». На канонической территории тех Церквей мы должны придерживаться их календаря, чтобы не нарушать церковный мир. День святых апостолов Петра и Павла у них празднуется 29 июня. Вот можно на это время и запланировать отпуск.
Второй и довольно простой вариант. Употреблять в пищу то, что дают, как путники, которым дозволяется послабление поста. Действительно, очень часто бывает так, что Пасха ранняя, а вырваться в отпуск удается только во время Петрова поста. Тем более это происходит не каждый год, а раз в несколько лет. Для семьи это большой праздник, а какой же пост может быть в праздник? Святитель японский Николай, когда устраивал Церковь в Японии, просил Священный Синод разрешить совершать праздники по григорианскому календарю (за исключением Пасхи), чтобы Новый год не попадал на Рождественский пост. Он так и пишет в первом томе своих дневников: «Помилуйте, какой же пост в Новый год?!»
Мне кажется, здесь аналогичная ситуация.
Подготовила Екатерина Ротанова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.