Известная библейская история соперничества двух братьев-близнецов Исава и Иакова, сыновей праотца Исаака, внуков Авраама, вызывает множество вопросов и порой недоумений. Как мог младший брат подловить старшего на усталости и голоде и лишить права наследования особого отцовского благословения? Как мог предложить ему продать первородство за похлебку? Вдумчивое прочтение Книги Бытия, основанное на толкованиях святых отцов, помогает увидеть в бытовых событиях из жизни богоизбранной семьи нить, ведущую к возможности боговоплощения Спасителя мира.
Помня об откровении
Исаак стал наследником всех обетований, данных Господом праведному Аврааму, и, как и его отец, также в течение жизни подвергался испытанию веры. Его жена Ревекка, как когда-то и мать Сарра, была бесплодна, лишь после 20 лет горячей молитвы она зачала.
Рождению сыновей-близнецов предшествовало важное событие: Ревекка, почувствовав необычно сильное биение младенцев во чреве, обратилась к Богу с молитвой, и «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25:23). То есть, вопреки обыкновению, право первородного будет иметь не старший, а младший сын. Откровение глубоко запало в сердце матери, послужив для нее руководством в дальнейшем.
Исааку было 60 лет, когда он стал отцом. Родившегося первым младенца, покрытого волосами, назвали Исавом, что значит «косматый». Второму дали имя Иаков — «держащийся за пяту», поскольку при рождении он держался за пятку брата.
Повзрослев, Исав стал хорошим охотником. Он подолгу жил в поле, рос своенравным и невнимательным к духовной жизни, но как первенец был любимцем отца. Иаков, напротив, был кротким и смиренным домоседом, любимцем матери. Возможно, от нее он узнал о бывшем ей откровении и ждал удобного случая для заявления своих прав на первородство, которое, по ветхозаветным правилам, давало власть над братьями и большую часть имения, духовную силу стать патриархом, главой рода и унаследовать обетования Авраамовы. Такой случай скоро представился.
Однажды Исав вернулся с охоты особенно усталый и стал настойчиво просить только что приготовленной Иаковом чечевичной похлебки. Иаков предложил брату продать ему свое первородство, подтвердив это клятвой, а тот пренебрежительно отозвался о даре Божием: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве» (Быт 25:32). Как поясняют толкователи Священного Писания, младший сын не желал, чтобы дело спасения человечества попало в недостойные руки. По своему дикому нраву Исав мало ценил связанные с первородством обетования о рождении Спасителя.
Невозвратные слова
Достигнув совершеннолетия, Исав вступил в родство с идолопоклонниками, женившись на двух хеттеянках. «Они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт 26:35), непокорны им. Но Исаак по-прежнему любил Исава и продолжал относиться к нему как к первенцу. Наступило время, когда престарелый Исаак собрался торжественно преподать старшему сыну благословение первородства. Он попросил Исава наловить дичи и приготовить свое любимое кушанье.
Ревекка слышала их разговор. Она не считала Исава достойным обетований Божиих и помнила сказанные ей Господом слова: «Больший будет служить меньшему» (Быт 25:23). Как может наследовать великое обетование Божие род Исава, женатого на чуждых вере в Единого Бога хеттеянках? Ведь они не смогут поддержать в своих семьях спасительное богопочитание! Ревекка вознамерилась пусть даже хитростью добиться справедливости. Она велела Иакову взять из стада двух козлят и приготовила из них прекрасное кушанье. Затем одела младшего сына в богатую одежду Исава, а гладкую кожу рук и шеи Иакова обернула тонкой шкурой козлят. Иаков назвался Исавом и предложил отцу кушанье. Исаак ощутил волосатые руки сына, вдохнул запах полей от его одежды — и обманулся. Он благословил Иакова благословением первородства: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» (Быт 27:28–29). Не считая Исава вполне достойным всей полноты благословения, Исаак произнес лишь слабый намек на великое обетование Аврааму о Спасителе.
Когда обман раскрылся, вместо негодования на Иакова отец вострепетал от ясного ощущения в этом событии Промысла Божия, Исав же сильно разгневался и грозил убить брата, как только отец умрет. Он просил благословения и себе, но отец ответил: «Вот я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?» (Быт 27:37). Когда Исав заплакал, отец преподал и ему благословение, но уже не как первородному: «От тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт 27:40).
Зная неукротимый нрав Исава, Ревекка решила на время отправить Иакова в Месопотамию к своему брату Лавану. К тому же Иакову, как некогда Исааку, пришло время выбрать благочестивую невесту. Благословив сыновей, Исаак мирно прожил в Вирсавии еще 43 года.
Благословение Исаака и его отголоски в истории
Почему мудрый патриарх сам не лишил первородства недостойного Исава? Смиренный Исаак не осмелился нарушить установленный предками обычай.
Вся его жизнь была воплощением безграничной кротости и смирения. Беспрекословное послушание отцу, вплоть до заклания, нежная любовь к матери, безусловная преданность и верность жене, терпеливое несение семейных скорбей, необыкновенное домоседство — все это создает образ патриарха, великого не внешним подвигом, но внутренним — стяжанием духовного мира. Будучи патриархом богоизбранного рода, он не сделал никаких заметных для истории свершений и тем доказал, что кротостью и смирением можно не менее угодить Господу, чем великими подвигами и несением тяжелых испытаний.
Своим премудрым Промыслом Господь привел Иакова к восприятию первородства, объединив в угодном Ему русле свободные устремления людей. Показав, что для Него важно не столько телесное, сколько духовное первородство, Бог предостерег человечество от внешнего следования плотским установлениям, мертвой букве Закона в ущерб духовному смыслу.
Такой урок был особенно необходим для евреев в отдаленной перспективе. Следуя Закону формально, гордясь своим избранничеством, евреи не приняли духоносное учение Спасителя. Как когда-то Исав, еврейский народ потерял духовное первородство, которое за веру в Христа унаследовали язычники, воспринявшие вместо евреев Божественную благодать.
Благословение Исаака также имело отдаленные исторические последствия. Потомки Исава, идумеи, долгое время были в подчинении у потомков Иакова — иудеев, но при иудейском царе Иораме освободились из-под их власти, а незадолго до пришествия Спасителя идумеянин Ирод Великий стал царем над иудеями.
В прообраз Христа
В истории праотца Исаака святые отцы находили, что патриарх во всем прообразовал собою Господа Иисуса Христа. Об этом в «Слове об Аврааме и Исааке» пишет преподобный Ефрем Сирин.
«…не делом было естества, чтобы мертвая утроба зачала и сухие сосцы снабжали млеком Исаака; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время «будет Сарре сын» (Быт 18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: «и се, заченши во чреве и родиши Сына» (Лк 1:31, 28). Рассмеялась Сарра, видя свое неплодство, смотря на омертвение (своей плоти), не поверя слову. Недоумевала и Мария, видя Свое девство и печати его храня нерушимыми. Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы Сам родился по плоти. Не ради Исаака смеялась Сарра, но ради Того, Кто родился от Марии. И как Иоанн взыгранием, так Сарра смехом выразили радость.
Авраам получает от Бога повеление заклать своего сына. Исаак безропотно подчинился своей участи, прообразуя тем Агнца, закланного за грехи мира. Исаак нес дрова, восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно невинному агнцу; и Спаситель, неся крест, шел на лобное место, чтобы там, подобно агнцу, быть закланным за нас.
Созерцая мысленно нож (поднятый Авраамом на Исаака), представляй себе копие (которым прободены Христовы ребра); представляя жертвенник, имей в мыслях лобное место; видя дрова, представляй крест; взирая на огонь, помышляй о любви Божественной. Воззри на овча «держимое рогами в саде Савек» (Быт 22:13), воззри на Христа, Божия Агнца, двумя руками держимого на кресте. Сад Савек толкуется как отпущение (потому что сына старца освободил от заклания), прознаменуя Крест, которым отпущены миру грехи его и дарована жизнь. Овен, повисший в саде Савек, таинственно избавил одного Исаака; Агнец же Божий, висящий на кресте, спас мир от смерти и ада».
Материал подготовил иерей Сергий Ураков