К Ней не нужно ехать за тридевять земель, Ей можно поклониться даже дома, стоя перед простеньким бумажным образом, — и Она услышит. «Казанская», «Владимирская», «Знамение»: у вас какая икона Божией Матери в домашнем киоте? Списков одного и того же образа великое множество. А какой из них в нашем Отечестве самый древний, самый первый? И где он сейчас? В нашей минимальной подборке — ответ на эти вопросы. И вдруг, оказавшись в других городах, вам захочется лично увидеть эти святыни?
Тогда душа радостно откликнется:
да вот же она, та самая!
С учетом многовековой истории в России наиболее почитаемыми можно считать семь чудотворных икон Божией Матери: Владимирскую, Тихвинскую, Смоленскую, Казанскую, Донскую, Иверскую Московскую, Феодоровскую и новгородскую «Знамение». Первые три из них: Владимирская, Тихвинская и Смоленская — одни из древнейших в мире.
Владимирская
Происхождение: список образа, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой по типу «Елеуса» («Умиление»). В V в. перенесена из Иерусалима в Константинополь, в XII в. — на Русь как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых икон Русской Православной Церкви, прославленная избавлением Руси от крымского хана Махмет-Гирея (1521 г.), ордынского хана Ахмата (1480 г.), Тамерлана (1395 г.), ордынского эмира Едыгея (1408 г.). Перед ней венчались русские цари и избирались патриархи.
Места пребывания: с 1130 г. — женский Богородичный монастырь Вышгорода, под Киевом. С 1158 г. — Успенский собор Владимира-на-Клязьме. С 1395 г. — Сретенский монастырь Москвы (во Владимире остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым). С 1480 г. — Успенский собор Московского Кремля. С 1918 г. — на реставрации. С 1930 г. — Государственная Третьяковская галерея. С 1999 г. — храм Святителя Николая в Толмачах, храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее.
Смоленская
Происхождение: та самая «Одигитрия», написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и принесенная на Русь дочерью константинопольского императора Анной, просватанной за черниговского князя Всеволода Ярославича. Смоленской икона стала во времена их сына князя Владимира Мономаха, в 1101 г. он перенес образ в Смоленск. Прославлена святыня спасением Смоленска от Батыя (1237 г.), ею также обносили Москву в день Бородинского сражения.
Судьба: в 1941 г. во время оккупации Смоленска исчезла из Успенского собора. Сейчас на ее месте — список начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля. Первообраз, возможно, затерялся в западных частных коллекциях.
Списки: древнейший из них на Руси создан в 1456 г. «мера в меру» в связи с возвращением первообраза из Успенского собора Московского кремля, где он пребывал несколько десятилетий, в Смоленск. В 1526 г. на месте прощания москвичей с иконой был построен Новодевичий монастырь. Там список хранился, пока не попал в музеи Московского Кремля. Прочие списки распространены в огромном количестве, среди них не менее 30-ти чудотворных и особо чтимых.
Тихвинская
Происхождение: в 1383 г. явилась над озером, где позже был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Прославлена избавлением Новгорода в 1617 г. от наступления шведов и множеством исцелений.
Места пребывания: в 1910 г. — на реставрации. До 1941 г. — Тихвинский музей, затем — Псковская духовная миссия. С 1944 г. — Рига (Латвия). С 1950 г. — Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ныне, с 2004 г. — Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в Ленинградской области (икона торжественно возвращена на ее историческое место в связи с возрождением Церкви в России и открытием монастыря).
«Знамение»
Происхождение: древнейший на Руси образ Богородицы по иконографическому типу Оранты (Моление), или Великой Панагии, датируется второй четвертью XII века и связан с Новгородом. Именоваться «Знамением» икона стала после чудесного знака милости Пречистой Девы к новгородцам, страдавшим от княжеских междоусобиц (1170 г.). В «Сказании о битве новгородцев с суздальцами» подробно описаны эти события, когда от удара стрелы осаждающих в образ Божией Матери по нему потекли слезы, и «великое страшное чудо» остановило противостояние. Несмотря на поновление иконы, на ней и сейчас можно увидеть след от попавшей в нее стрелы. Прославлена также избавлением Новгорода во время чумы, пожаров, войны со шведами.
Места пребывания: с XII в. — новгородский храм Спаса на Ильиной улице, с 1356 г. — каменная церковь Знамения Богородицы, с 1917 г. — Новгородский музей-заповедник. Ныне, с 1991 г. — собор Святой Софии в Великом Новгороде, в киоте перед иконостасом.
Феодоровская
Происхождение: существует не менее трех преданий, возводящих этот образ к XII–XIII векам, но по датировке время его написания — вторая четверть XIII века. Пожалуй, ни одна другая древняя чудотворная икона не имеет столь сложной и вариативной истории. Прославлена участием в избрании первого российского царя Михаила Федоровича Романова в 1613 году и дальнейшим сопровождением жизни царской династии. К слову, и 27 марта 2000 года, в день празднования иконе, стало известно имя нового президента России — Владимира Путина. В связи с этим икона стала именоваться «Покровительницей высшей государственной власти в России». Исторически подтвержденный факт — потемнение образа до неузнаваемости в 1922 году, когда он попал к обновленцам. В 1994-м потемневшие лики были высветлены, хотя сохранность иконы в целом очень низка.
Места пребывания: с середины XII в. — монастырь г. Городца (ныне Феодоровский), с 1239 г. — собор в честь великомученика Феодора Стратилата г. Костромы (повторное явление). Ныне, с 1991 г. — Богоявленско-Анастасиин собор Костромы.
Казанская
Происхождение: явилась чудесным образом в Казани в 1579 г. и с тех пор постоянно пребывала в Казанском Богородицком женском монастыре, на месте своего явления.
Судьба: в ночь с 28 на 29 июня 1904 г. похищена с целью продажи драгоценностей группой лиц. Главный подозреваемый — крестьянин 28 лет Варфоломей Чайкин (Стоян) — был задержан в Нижнем Новгороде. По свидетельствам разных лиц, икона была сожжена.
Места пребывания наиболее старинных чтимых списков:
— в Казанском соборе на Красной площади Москвы, построенном в честь освобождения России от поляков и окончания Смутного времени, с 1636 г. хранится список Казанского образа, сопровождавший ополчение князя Пожарского. После трехдневного поста и усиленной молитвы перед ним ополченцы штурмом взяли Китай-город, а спустя два дня освободили весь Кремль;
— в Казанском соборе Санкт-Петербурга (принесен в 1721 г. Петром I после победы в Полтавской битве, когда вся русская армия молилась перед этим образом).
Донская
Происхождение: написана в 1380–1395 гг. Феофаном Греком либо его учениками по заказу святой благоверной княгини Евдокии на молитвенную память о ее супруге благоверном князе Димитрии Донском и воинах, погибших в Куликовской битве. Прославлена избавлением Москвы от татарского хана Казы II Гирея (1591 г.), в честь чего в столице основан Донской монастырь.
Места пребывания: с 1552 г. — Благовещенский собор Московского кремля (для Донского монастыря написан список). С 1914 г. — на реставрации. С 1919 г. — Государственный исторический музей. Ныне, с 1930 г. — Третьяковская галерея.
Иверская
Происхождение: первообраз с таким названием, хранящийся в одноименном монастыре Афона, никогда не покидал Святой горы, в России же прославлены списки, специально изготавливавшиеся афонскими иконописцами при посте и молитвах всей Иверской братии. Первые два — в 1616 и 1669 гг. по просьбе патриарха Никона.
Места пребывания чтимых списков: с 1656 г. — в Иверском Святоозерском монастыре Новгородской епархии (в 10 километрах от города Валдая). Второй «никоновский» список, в 1669 г. помещенный при триумфальных Воскресенских воротах Китай-города в Москве и служивший духовным магнитом всей православной России, после разрушения часовни в 1929 г. исчез. С 1995 г. в возрожденной Иверской часовне у ворот Московского Кремля пребывает уже новый список с Афона.
Подготовила Лилия Шабловская