Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > По букве или по духу?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (127) 16:15, 12 октября 2017

По букве или по духу?

Как часто в своих суждениях мы руководствуемся очевидными соображениями, уводящими от истины! В самых разных ситуациях нас преследует искушение поступить, понять что-то буквально. А в духовной жизни что означает этот буквализм? Прикладывая усилия к пониманию смысла церковных установлений, мы перестаем быть роботами, живущими по букве без Духа. Вопросы, связанные с обрядом и внешней атрибутикой веры, сегодня в центре внимания.

Меня смущают слова в молитве Кресту: «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень…» Как может крест радоваться, он же не личность? И почему мы поклоняемся ему — это же предмет? Не идолопоклонство ли это?

— Поклонение Кресту Господню не идолопоклонство. Свидетельство тому — Священное Писание, в котором немало мест, призывающих людей поклоняться святыням: «Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним…» (Иис 7:6), «…войду в дом Твой, поклонюся святому храму Твоему…» (Пс 5:8).

Крест же для нас — великая святыня. Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: «…Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово весьма велико, и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа».

Почему мы обращаемся к Кресту как к личности? Это поэтический прием, который часто используется в Священном Писании: «…радуется поле и все, что на нем…» (1 Пар 16:32), «и покраснеет луна, и устыдится солнце» (Ис 24:23). Это прием метонимии, предполагающий замену одного названия другим. Он характерен для жанра византийской поэзии, а в этом жанре и написана молитва Кресту.

Как бы ни упрекали нас за поклонение Кресту протестанты, мы будем руководствоваться словами святого апостола Павла: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия…» (1 Кор 1:18).

Компьютер отрицательно влияет на душу человека?

— Отрицательное влияние его на здоровье давно не является секретом. Врачи отмечают следующие причины: мерцание монитора, компьютерное излучение и ухудшение микроклимата в помещении, воздействие на мышцы и суставы из-за стесненной позы, воздействие на психику (синдром компьютерного стресса).

Если же говорить о душе человека, то здесь все зависит не от компьютера как машины, а от того, кто за ней сидит, чем занимается, что ищет в просторах интернета. То есть от умения человека нажать нужную кнопку в нужное время. С помощью компьютера набирается текст Священного Писания, но с помощью того же компьютера можно открыть книгу черной магии, смотреть душевредные фильмы и передачи, зайти на такие сайты, что мало не покажется. Особенно опасно это для детей, которые еще не умеют проявить волю и выключить машину. Человек должен управлять компьютером, а не компьютер человеком. А человек знать обязан, что для его души спасительно, а что опасно.

Приходя в храм, понимаешь, что не знаешь многих церковных обрядов. А зачем вообще нужен обряд? Почему нельзя просто разговаривать с Богом или святым? Мне кажется, что обрядовость только отвлекает…

— Обряд — это внешнее выражение внутренней сути явления. Не исключение и религиозный обряд, который является, по сути, выражением нашей веры. Во все века и у всех народов именно так было. В новозаветных книгах словом «обряд» («обычай») обозначается то, что касается внешней стороны религиозной жизни. Но за этой символикой стоит реальное содержание. Например, обряд освящения святой воды: с одной стороны, мы видим действия священника, а с другой, не видим, как вода освящается Духом Святым. Но человек ждет именно освящения воды, то есть невидимого, участвуя в видимом обряде. Поэтому обрядовость не отвлекает, а напротив, приближает верующего человека к религиозной сути происходящего.

Но, как и все в Церкви, обряд требует знания, а значит, определенного труда от человека. Когда он будет знать, что и зачем происходит, обряд станет естественным для него и необходимым, как одно из средств общения с Богом. Только при этом условии с Богом или Его угодниками можно «просто разговаривать».

У нас растет число храмов, православных учебных заведений, воцерковленных людей. Но когда смотришь, что происходит вокруг, такое ощущение, что и насилия в обществе становится больше. Чем Церковь объясняет этот парадокс?

— Нет, не больше, конечно. И даже значительно меньше. Стоит почитать о том, как жили люди в дохристианском мире — мороз по коже. Всем знакома фраза: «Карфаген должен быть разрушен»! А почему его надо было разрушить? Да потому что там процветал каннибализм.

Но мы живем в христианскую эру. Изменился ли человек? Внешне, конечно, изменился, а вот внутренне… Можем ли мы вычеркнуть из Синайского законодательства хоть одну заповедь как уже отжившую? Нет, разумеется. Все те же десять…

Христос родился, чтобы спасти нас от греха и смерти. Он это и сделал, принеся Себя в жертву на Голгофе. Почему же греха все больше и смерть не пропала? Вопрос непростой, и ответ на него связан с понятиями свободной воли человека и воли Божественной. Святые отцы говорили: Бог спасает нас не без нас. Мы призваны участвовать в своем спасении. Ну, а уж если сами того не хотим… И еще: Бог никогда не отнимает у человека раз и навсегда дарованную ему свободу. Он как бы говорит нам: пожалуйста, выбирайте, если захотите, Я вам помогу.

Теперь о смерти. Телесная смерть человека здесь, на земле, осталась, безусловно. Но Христос приходил и спас нас от смерти в вечности. Опять же, если человек желает вечной жизни.

Бог не сотворил, да и не мог сотворить зла и страданий в мире, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:16). Но Он дал человеку, как и ангелам, великий дар — свободу. Древо познания добра и зла и заповедь о невкушении его плодов в раю и даны-то были для укрепления воли первых людей. Предупреждение, что если нарушите заповедь, то «смертью умрете», имеет двоякое значение: смертью телесной и смертью духовной. Но мы знаем из Писания, что «Бог смерти не сотворил». Значит, здесь еще одно предупреждение: если нарушите эту единственную заповедь, которая для вашей же пользы и дана, — в мир придет смерть, изменится ваша природа и природа всего мира. Не понял, к несчастью, первозданный Адам предупреждения, потому что не имел опыта жизни без Бога.

Что произошло дальше, ясно говорит апостол Павел: «…одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Так что по своей воле человек принес в мир смерть, а жизнь без Бога, боязнь смерти повлекли за собой зло, пороки, как результат — страдания. Почему же Господь не захотел этого предотвратить? Ведь тогда Он лишил бы человека дара свободы выбора между добром и злом. Христос Своей Жертвой дает нам возможность вернуться к первозданному состоянию, но уже имеющими опыт жизни без Бога, а значит, научившимися любить Его и выполнять заповеди. Вот так мудро устроил Господь этот мир. И человека.

Кроме Псалтири царя Давида существует краткая Псалтирь блаженного Августина. Что это за текст?

— Мать блаженного Августина Моника до глубокой старости усиленно молилась о своем спасении. В ее молитвенном правиле было условие во всякий день прочитывать Псалтирь. Видя свою мать, уже престарелую, но не оставляющую молитву, блаженный Августин для облегчения материнских трудов сократил Псалтирь в своеобразную молитву и дал ее матери для ежедневного чтения вместо Псалтири царя Давида. Святитель Димитрий Ростовский, собирая материалы для составления своей Четьи-Минеи, нашел в рукописях и эту молитву блаженного Августина. Молитва ему очень понравилась, он послал ее своему другу Стефану Яворскому, митрополиту Рязанскому. Тот, прочитав и где надо исправив молитву, вернул ее святителю Димитрию с надписью: «Объявить эту молитву всем верным, хотящим чести в пользу душевную».

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.