Школьная доска, исписанная мелом, книги и грамоты на полке, а на стене — портреты святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Уютно в этом кабинете, хоть и нет привычных парт и учебных пособий. Музыкальный класс, но какой! Главный и единственный инструмент здесь — колокола. Уроки звонарного искусства в Саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского ведутся для учеников со второго по четвертый классы.
Помни о крыльях
— Дима, на большом благовестнике начинаем с большого подзвона, и в правой руке четвертая, четвертая со смещением, восьмые, шестнадцатые. Переходишь на малый благовестник с малого в подзвоне и в руке то же самое, повторяешь на мой счет. Поехали! — командует педагог Глеб Комаревский.
Это для людей, далеких от музыки и звонарного искусства, речь учителя звучит мудрено. А третьеклассник Дмитрий уверенно извлекает звуки как из благовестника, так и из зазвонных и подзвонных колоколов. Тяжело в учении, и без помарок не обходится, но Глеб Витальевич поправляет и ободряет мальчика. В руках преподавателя длинная палка, которой он мерно ударяет в пол, чтобы помочь Диме придерживаться ритма.
— Цель наших занятий — научить ребенка молиться с помощью колоколов, — говорит учитель. — Надеемся, что эти занятия окажутся полезными школьникам в их взрослой жизни. Обращаясь к советскому образовательному опыту, когда школьники получали профессию на базе учебно-производственных комбинатов, хочется, чтобы наши ребята, которые дошли до того уровня подготовки, когда они могут играть на больших колоколах, наравне с взрослыми могли бы проходить аттестацию и получать корочки церковных звонарей.
Маленькие звонари начинают тренироваться на учебной, «детской», колокольной установке и в первую очередь нарабатывают моторные навыки. «Помни о крыльях», — постоянно напоминает Глеб Витальевич ученикам. Это значит, нужно следить за осанкой — звонарь должен держать спину прямо.
— Когда ребенок овладевает базовыми знаниями, мы разъясняем, что колокольный звон не просто музыка, а часть богослужения, — продолжает мастер. — Начинаем разбирать устав и по нему проходить канонический звон. Сначала проходим на малом наборе колоколов, затем тренируемся на других установках.
Не красоты ради
Ребятам в процессе обучения удается попрактиковаться на церковных звонницах, поэтому при обучении учитывается, что в разных конкретных случаях могут быть иные наборы колоколов, звукоряд, расположение педалей и так далее. Третьекласснице Юле уже посчастливилось играть в храме.
— Как будто с ними разговариваю, — говорит девочка о колоколах. И действительно, кампаны никогда «не говорят» просто так, не звучат «ради красоты». Они созывают людей на богослужения, во время воскресных литургий возвещают о том, что начинается та или иная часть службы. Например, звон к «Достойно есть» содержит 12 ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной вечере. Он, как гласит устав церковного звона, производится во время произнесения священником евхаристических молитв и помогает верующим обратить свои сердца к Богу.
Десятиклассница Алена Севастьянова тоже занималась в классе колокольного звона и до сих пор иногда тренируется на учебных установках. Хотя ей уже довелось играть и в новом саровском храме в честь святых Царственных страстотерпцев.
— Когда приходишь в этот класс, чувствуешь успокоение, — делится впечатлениями Алена.
— С более взрослыми гимназистами мы составляем трезвоны, и они исполняют их на больших колокольнях. Делаем это исходя из смысла и чувства, которые должны присутствовать в конкретной службе, то есть буквально: открываем Закон Божий, читаем тропари, пояснения и составляем трезвон. Безусловно, звонарь должен понимать, какой смысл заложен в том звоне, который он воспроизводит, — подчеркивает Глеб Витальевич. — Примечательно, что навык игры на колоколах не теряется со временем.
Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.