Уже два года в нижегородской Александро-Невской православной гимназии по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия реализуется целевая комплексная программа «Лествица добродетелей». Впервые широкому кругу она была представлена в мае во время мероприятий, посвященных завершению учебного года. На презентации присутствовали педагоги и духовники православных учебных заведений Нижегородской епархии — все, кому этот опыт может пригодиться в учебной и воспитательной работе.
В фойе гимназии — большой плакат, на котором изображена высокая лестница с восемью ступенями. Каждая ступень подписана. Первая — воздержание, затем целомудрие, нестяжание, кротость, мужество, радость, смирение и последняя, высшая добродетель — любовь.
По «Лествице добродетелей» Александро-Невская гимназия начала свой путь при поддержке автора и разработчика этой программы, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заведующего педагогическим кабинетом Московской православной духовной академии (МПДА), кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко).
Кроме отца Киприана на встречу с педагогами из Москвы приехали разработчики программы, которые рассказали о ее целях, содержании и первых результатах социологических исследований. Ведущий редактор журнала «Покров» Ольга Каменева сообщила об идейной основе и содержательной части курса. По ее словам, до конца XIX — начала XX века о воспитании и говорили как о становлении добродетелей. Таким образом, святоотеческое учение о добродетелях, которое легло в основу программы, соответствует предшествующему опыту воспитания в России. Ученых заинтересовало, как с помощью инструментов педагогики переложить его на учебную и воспитательную систему гимназии и адаптировать к языку и мышлению современных детей.
В программе «Лествица добродетелей» нашли отражение труды Василия Великого, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других православных святых. Среди современных источников были использованы труды отца Киприана «Воспитание добродетелей», курс лекций известного проповедника отца Валериана Кречетова, шеститомник Паисия Святогорца.
К практике
Для воспитания добродетелей необходимы три условия: постоянный образец добродетелей перед глазами, своевременное и разумное наставление, упражнение в них, а также умеренная дисциплина. Дидактические основы «Лествицы» на этом и основаны.
В первый учебный год гимназисты последовательно, на разных занятиях проходили все добродетели.
— Каждую добродетель мы разбирали с детьми в течение месяца. Весь сентябрь мы говорили только о воздержании, — рассказывает директор Александро-Невской гимназии Людмила Иванова. — Педагоги, ведущие основы православной веры, давали теорию на уроках, духовники на классных часах рассказывали, как с помощью конкретных действий, шагов можно начать развивать в себе эту добродетель. В свободные часы детям показывали фильмы на тему воздержания. Один раз в месяц духовник проводит на эти темы лектории для родителей и педагогов. В завершение года наши дети создавали кино по притчам и добродетелям.
Кроме того, в этом году вся гимназия прочитала «Поллианну» — роман о девочке, которая во всем видела только добро, умела находить повод для радости в каждом событии. Духовники и педагоги проводили занятия по этой книге.
Начинать с помыслов
Открытием программы стали дневники добрых помыслов и семейных бесед. Они были запущены на втором этапе реализации программы, в 2018–2019 учебном году. Эти дневники были разработаны на основе учения Паисия Святогорца о «фабрике добрых помыслов»: святой говорил, что Христос поселяется в сердце того, кто творит добрые помыслы о людях и событиях.
— Эта «фабрика» актуальна и сегодня, когда дети проводят много времени в интернете, — объясняет Ольга Каменева. —Перед ними постоянно стоит необходимость борьбы с недобрыми помыслами и образами, когда нужно отличать доброе от худого.
На третьем этапе программы, по ее словам, планируется интеграция святоотеческого учения о добродетелях в учебный процесс, в предметы гуманитарного цикла с целью духовно-нравственного осмысления исторических событий, художественных произведений, истории, музыки, рисования, а также разработка дидактического обеспечения программы.
С дневниками помыслов работают духовники гимназии. В начальной школе — иерей Сергий Казанцев, в старшем звене — иерей Илия Трушкин. Каждый духовник, общаясь с ребенком, проверяет дневники, они ему дают полезный материал, который он может использовать в беседе с ребенком.
Детям младшей школы помогают родители. Старшеклассники заполняют дневник самостоятельно. Он предполагает серьезную рефлексию поступков, помыслов и сдается на проверку исключительно духовнику.
— Этот дневник работает не просто как психологический тест, это разговор ребенка и Бога, — делится отец Илия. — Когда у ребенка какая-то сложность, я достаю дневник и анализирую, что за последние месяцы у него происходило во внутренней жизни. Дети пишут, стараются, особенно письма к Богу. Наверное, на всю жизнь запомню, что писали дети Богу.
Работая с дневниками, дети учатся видеть образ Божий в человеке и Промысл Божий в событиях, которые с ними случаются. Эти дневники стали важным педагогическим инструментом, они позволят отслеживать состояние добродетелей у детей.
Разработчики программы видят перед собой идеал — высоконравственный, творческий человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа. Главное — правильно и вовремя, с раннего возраста задать образец и устремленность к добродетельной жизни, считают они.
Ценности и примеры
«Лествица добродетелей» — живой, развивающийся проект. Всем ее участникам важно понимать, как формируется религиозность у школьников, где программа работает, а на каком месте дает сбой. Для этого участники проекта проводят мониторинг и анализ состояния добродетелей у детей. Кандидат социологических наук, директор информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ Мария Подлесная прокомментировала на встрече результаты опроса учащихся и их родителей.
Анализ дневников и анкетирование, в частности, показали, что больше половины детей выбирают в качестве примера для подражания своих родителей. При этом референтные группы (значимые другие) в оценках школьников с возрастом меняются.
— Если у первых-третьих классов персонажи и известные личности в списке предпочтений предпоследние, то у старшеклассников они занимают пятое место. Учитывая возрастную особенность, мы можем правильно организовывать процесс религиозной социализации и использовать тех значимых других, чтобы прививать детям добродетели, — сказала Мария Александровна.
Кураторов проекта порадовали ценностные установки самих родителей, выявленные на основе анкетирования. Они интересуются и стараются жить духовной жизнью, ориентированы на православную модель семьи, с иерархией отношений без детоцентризма, характерного для современной культуры. Ценности родителей созвучны ценностям восточно-христианской цивилизации, которые Россия унаследовала от Византии.
Все понимают, что во многом это только намерения, но ведь любое благое дело начинается с доброго помысла. Ради этого гимназия и начала свой путь по лествице добродетелей.
Чтобы не плыть против течения
Отец Киприан приезжает в гимназию несколько раз в учебном году, проводит для педагогов и родителей семинары, мастер-классы, а в конце учебного года подводит итоги и намечает планы на ближайшую перспективу. После встречи с учителями батюшка согласился продолжить разговор.
— Что побудило вас составить «Лествицу добродетелей»?
— Звонок из одной гимназии: «Прочитали вашу книгу «Воспитание добродетелей». Можно от теории перейти к практике?» Какую цель ставят сегодня в гимназиях по воспитанию детей? Это большой вопрос. Краеугольным камнем педагогики является идеал, образец, постоянное ежедневное упражнение в нем. Человек не может долго плыть против течения. Поэтому мы создаем благоприятную для взращивания добродетелей среду: и дома, и в учебном храме, и в гимназии.
— Кто участвует в разработке программы?
— Свято-Тихоновский университет, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Московский педагогический университет, словом, богословы, ученые, педагоги.
— Такой серьезный коллектив… Наверное, любая православная гимназии захочет взять ее на вооружение?
— Оказывается, это не так просто. Это тот случай, когда должны потрудиться все, и в первую очередь к ней должен быть готов духовник гимназии. В одной из московских школ очень захотели включиться в эту программу: и директор, и учителя. А духовник оказался не готов, сказал: «Чтобы заниматься по «Лествице», надо большую духовную работу с детьми проводить, принимать у них помыслы, дневники. Я не готов столько жертвовать собой». Я уже 20 лет езжу по России, по разным гимназиям, и Александро-Невская — тот редкий случай, когда духовники так самоотверженно служат на благо детей.
— Как эта программа воплощается на практике?
— Она реализуется комплексно — органично входит в учебный, воспитательный процесс, в общешкольные мероприятия. Наша задача в том и состоит, чтобы наши дети были цельными. Чтобы у них не было «духовной шизофрении»: дома одни, в школе другие, чтобы слова не расходились с мыслями и делами. Устав школы, уклад семьи в ценностном отношении должны быть равно направлены к добродетелям. Это сложный процесс, на много лет.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.