Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > По серьезным причинам
«Ведомости Нижегородской митрополии» №4 (274) 11:12, 27 февраля 2024

По серьезным причинам

Как разобраться в семейных обстоятельствах

«Темна вода во облацех» — так говорили иногда наши благочес­тивые предки, когда в хитросплетениях обстоятельств не в силах были докопаться до истины. И мы ничем не лучше их, все так же путаемся и в жизненных тропинках, и в понимании ближних, и в самих себе и собственных мотивах. Конца и краю нет порою этим блужданиям. Впрочем, если задуматься и обратиться к опыту Церкви, многое станет понятнее. На вопросы прихожан отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма в селе Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Как научиться смиряться и предаваться воле Божией, когда мне 31 год, я не замужем, и молодого человека у меня нет, но есть человек, который мне нравится, вижу его каждое воскресенье в храме, и после встречи становится так тяжело, что хочется плакать?

— На этот вопрос нелегко ответить, потому что в нем много неясности. Ну, во-первых, почему у вас нет спутника жизни? Во-вторых, почему вы не познакомитесь с тем, кто вам нравится, и вы видите его каждое воскресенье? Что мешает вам общаться с ним после службы? Зачем плакать, когда можно радоваться? И так далее. В чем же тут воля Божия? Но, если уж вы по какой-то причине усматриваете эту волю в невозможности знакомства, тогда, конечно, смиряйтесь. Но сомневаюсь, что у вас что-то получится, если вы каждое воскресенье будете доводить себя до слез. Молитесь на другом приходе, слава Богу, в городе храмов хватает. Смирение — мир в сердце. Его нелегко приобрести, но Богу все возможно. Мой совет — молитесь.

— Мы с мужем разводимся без серьезной причины, почти не общаемся и временно не живем вместе, хотя у меня до сих пор есть чувства к нему. Скоро я вернусь из отъезда, и муж говорит, что будем жить «как соседи и как родители общего ребенка». Стоит ли мне пытаться вернуть семью, молиться о ее сохранении, или такая молитва ограничивает свободу человека и его выбор?

— Как это, «без серьезной причины»? Разве семью вы создавали «без серьезной причины»? Церковь Христова всегда выступала за сохранение семьи и допускала развод и второй брак только при наличии именно серьезных причин. Апостол Павел пишет жителям Коринфа: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:27–28, 39). Вот что говорится о браке в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (документ принят Архиерейским собором в 2000 году): «…развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается» (гл. Х). Так что молиться о сохранении семьи надо, тем паче, что для развода, по вашим словам, серьезной причины нет.

— У меня вопрос в связи с моей беременностью. Мой будущий муж настаивает на венчании прямо сейчас, утверждая, что это необходимо ради ребенка. А мне и физически это тяжело, и складывается ощущение, что он насильно пытается заставить меня сделать это. Как лучше поступить?

— Таинство Брака (венчание) совершается над супругами, состоящими в законном браке по их обоюдному согласию. Насильно никого к Богу не приведешь, а венчание есть благословение брака Богом и Церковью. Ваш муж поступает неразумно, принуждая вас к венчанию в вашем положении. Нужно было сделать это раньше — или после рождения ребенка. Зачем же спешить? Впрочем, это вам с ним нужно решать вдвоем на семейном совете.

— Можно ли крестить ребенка, если никого не выбрали в крестные?

— Нельзя. Никакой священник не будет совершать таинство Крещения над младенцем, если нет восприемников. Это таинство совершается над взрослым человеком по его вере, и крестные ему не нужны, а младенцев крестят по вере родителей и восприемников (крестных), потому что сам он еще веры не имеет, и обещание воспитать его христианином дают верующие родители и крестные. Исключением могут быть только экстремальные условия, например, угроза жизни малыша.

— Батюшка, меня позвали замуж! Сначала я обрадовалась, а потом поняла, что мой жених никогда не был в меня влюблен. Просто прагматично рассудил, что девушка я хорошая, надежная. До меня он очень любил одну девушку, но она предпочла другого, и он понял, что обратно ее ждать бессмысленно, и познакомился со мной. Я понимаю, что влюбленность — это еще не любовь, но я ведь не ботинки, чтобы меня прагматично выбирать, пусть даже и на всю жизнь. С тех пор как я это осознала, хочу отменить регистрацию брака, но все говорят, что я глуплю. А вы что скажете?

— Скажу, что браки по влюбленности распадаются не реже, чем браки по расчету. Важно, как вы относитесь к вашему жениху, есть ли с вашей стороны любовь. Без нее никакой брак не сохранится. Вы же не считаете, что достаточно любви жениха, а невесте можно без этого замуж пойти, не любя? А вот что говорит о любви святой апостол Павел (разумеется, речь идет о любви в широком смысле слова, в том числе и о любви мужчины и женщины, которые намерены создать семью): «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13:4–7). Такую любовь надо обрести да еще и сохранить. Это нелегкое дело.

— Мне 23 года, и родители постоянно давят, что мне пора искать девушку, думать о женитьбе, неправильно быть одному, но дело в том, что меня отвращает все, что связано с интимной жизнью. Меня мучает совесть, не грех ли это?

— Грех — действие конкретное, нарушение определенных правил, законов, общечеловеческих, нравственных, установленных Богом. Совесть нам напоминает о таком нарушении. Безусловно, у вас есть какие-то грехи, как и у всех людей. В них надо каяться и стараться не повторять. Что касается женитьбы — решать вам.

Вот что сказано о браке в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословленный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я» (Гл. Х. 1).

Церковь поощряет и подвиг добровольного целомудренного безбрачия, если он принимается ради Христа и Евангелия. Перед вами два пути, а выбор за вами. Это ваша жизнь, единственная, и никто за вас принимать решения не должен. Если у вас есть духовный наставник, посоветуйтесь с ним, но решайте сами.

Подготовила Вероника Калинина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.