Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К 75-летию Победы > По вере ленинградцев
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (190) 18:24, 27 августа 2020

По вере ленинградцев

О музыке, остановившей немцев

Седьмую симфонию Шостаковича называют «Героической», «Ленинградской», «Симфонией мужества». Немцы тоже дали ей свое название — «новое оружие советского народа». Это мощное, наполненное трагизмом и печалью, величием и утверждением человеческого в человеке произведение было создано и исполнено во время Великой Отечественной войны. Героическое не только содержание этой музыки, но и история ее создания и исполнения. Это уникальный памятник мужеству человека и его непреклонной, безусловной вере в победу.

Образ страны

Седьмая симфония была написана Шостаковичем всего за пять месяцев, работа продолжалась с июля по декабрь 1941 года. Вторую и третью части он сочинял в буквальном смысле под бомбами — в осажденном Ленинграде, в перерывах между ночными дежурствами на чердаках и крышах и строительством противотанковых укреплений. Тогда Шостакович был профессором в консерватории и служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения, — вспоминал автор о работе. — Я не мог поступить по-другому и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке».

Дмитрий Шостакович как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Еще в 1935 году композитор начинал сочинять вариации в жанре пассакальи — траурного шествия. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. В первый день войны он принялся за работу. «Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел и отрывался от сочинения, только когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Первые три части симфонии Шостакович написал в блокадном Ленинграде. Закончил он ее уже в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Билеты на концерт

В самый первый раз Седьмую симфонию исполнили 5 марта 1942 года в Куйбышеве — туда эвакуировали труппу Большого театра. Уже 29 марта новое произведение Шостаковича услышали москвичи, а следующими были жители Новосибирска. Ее также сыграли в Нью-Йорке, Лондоне и Стокгольме.

Для жителей блокадного города она прозвучала 9 августа 1942 года. В этот день гитлеровцы намеревались захватить город, у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но история в лице защитников и жителей блокадного города распорядилась иначе, билеты были совсем другие — на концерт.

Исполнение Седьмой симфонии и его трансляция по радио стали музыкальным символом блокады Ленинграда. Это было настоящее эмоциональное потрясение, подарившее надежду и укрепившее дух людей. Но подготовиться к этому событию было невероятно сложно. Чтобы исполнить Седьмую симфонию Шостаковича в осажденном городе, в июле специальным самолетом из Куйбышева, куда был эвакуирован композитор, была доставлена партитура.

Вопреки смерти

Дирижировал ленинградской премьерой известный музыкант немецкого происхождения Карл Элиасберг, главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинграда. Элиасберг оказался практически в безвыходном положении. Ему предстояло собрать музыкантов в городе, еле живом после первой блокадной зимы, где падали бомбы и рвались снаряды, а жизнь от смерти отделяли 125 граммов хлеба.

Собрать музыкантов, способных исполнить настолько сложное произведение, было практически невозможно — их уже почти не осталось в городе на Неве. Большинство музыкантов вывезли из города еще в начале блокады. Кто-то умер от голода, кто-то погиб на фронте, а кто-то еще продолжал сражаться на передовой. Из 105 человек Симфонического оркестра радиокомитета осталось всего 15, а для постановки симфонии нужно было не менее 80 человек! Да и те, что остались, не могли ходить, не то что играть.

Но все-таки оркестр был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель.

Шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках исполнителей. Потянулись музыканты и с фронта: тромбонист — из пулеметной роты, валторнист — из зенитного полка… Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.

Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» Это мгновение было вторым рождением Жаудата. Именно он потом выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую Алексей Толстой впоследствии назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова».

80 минут тишины

Несмотря на то, что многие жители Ленинграда с трудом могли передвигаться от иссушающего голода, очереди за билетами в филармонию были длиннее, чем за хлебом. Большой зал филармонии, где исполняли симфонию, был битком набит народом.

Симфония длилась 80 минут. Все это время в зале стояла мертвая тишина, а во время звучания финальной части, в которой композитор выражал уверенность в будущей победе над фашистами, слушатели встали.

В эти 80 минут безмолвствовали не только сидящие в зале — молчали даже фашистские орудия. Артиллеристам был дан приказ любой ценой подавлять атаки немцев. В этот день до Ленинграда не долетел ни один вражеский самолет.

В день премьеры весь город наполнился музыкой Шостаковича. Симфонию слушали и те, кому не досталось билетов, и те, кто от слабости уже не мог ходить. Она звучала из радиоточек, ее передавали по уличным громкоговорителям. Великую и грозную музыку Шостаковича слышали и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие до того, что город практически мертв.

Это был подлинный союз искусства и техники, мужества и творческой воли. Ведь этот концерт могли слушать на коротких волнах во многих странах мира: в Лондоне, например, или даже в странах Латинской Америки. Это стало возможным после того, как была восстановлена станция «РВ–70», оснащенная коротковолновыми передатчиками. Она обеспечила выход в эфир коротковолновых передач, получивших название «Говорит Ленинград». Именно во время одной из таких передач и прозвучала через нашу станцию трансляция из филармонии Седьмой симфонии Шостаковича.

«Само исполнение Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде, — объявил диктор, — свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу. Слушайте, товарищи!» И город слушал. Слушали подступившие к нему немцы. Слушал весь мир. А в конце — тишина. Затем аплодисменты, громовые овации, продолжавшиеся больше часа. Люди кричали и ликовали. Они понимали, что победа будет за нами!

После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

В течение месяца Седьмую симфонию сыграли в осажденном городе еще четыре раза.

Симфония живет

Творение Шостаковича связано еще с одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в столице Южной Осетии Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.

Фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века нашли отражение в отечественном кинематографе, их можно услышать в «Военно-полевом романе» (1983), в «Ленинградской симфонии» (1958), а в этом году по заказу телеканала «Россия 1» начались съемки нового фильма о легендарном исполнении Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Трудно переоценить мужество людей, сделавших немыслимое — симфонический концерт в блокадном городе. Но, как знаем из Евангелия, если человек имеет веру, ему возможно и невозможное.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.