Притча о десяти девах (Мф 25:1–13) входит в число притч и высказываний Господа Иисуса Христа, которые описанием различных жизненных ситуаций призывают слушателей к одному — с вниманием исполнять волю Божию, жить по заповедям и быть бдительными в своих поступках.
Очень близок по смыслу этой притче рассказ Спасителя, в котором Он сравнивает поведение благоразумного и злого раба в ожидании прихода Господина (Мф 24: 42–51). В обоих случаях проводится мысль о Судном дне и Втором пришествии Иисуса Христа, и ожидание этого события служит поводом для благочестивой жизни.
Основная мысль притчи состоит в том, что ждет людей и, в частности, христиан во время Второго пришествия Христова, каким образом будет определена их участь в вечности. Нравоучение поставлено в зависимость от несомненного итога исторической будущности. Именно в ожидании грядущего Суда этический компонент притчи получает обоснование и повод.
Из притчи видно, что даже верующих людей Господь подвергает испытаниям, что в последние дни наше усердие в вере и его плоды получат оценку. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных». Царство Божие в данном случае — это земная Церковь Христова. С членами Церкви происходит то же самое, что и с девами в притче.
К сожалению, не все христиане имеют одинаковое духовное настроение, их можно разделить на две группы: «мудрые» — предусмотрительные и благоразумные, и «неразумные» — безрассудные и безответственные.
Как и все остальные, эта притча взята Спасителем из жизни. По восточной традиции, жених после сватовства или сговора, нарядно одетый, с друзьями, приходил в дом невесты, чтобы забрать ее. После этого все отправлялись на свадебный пир в дом жениха. Веками устоявшийся обычай уже в древности служил выражением тесного единения Бога со Своим народом. Так и Иисус Христос под образом брака выразил соединение Бога с верующими в блаженной вечности.
Крик в полуночи
Светильники и елей в сосудах, по словам святителя Иоанна, — это дар девства, чистота и человеколюбие (милосердие), выраженное в помощи нуждающимся — «благие дела рук». Если вместе с апостолом Иаковом назвать веру телом, а дела — душой (Иак 2:26), то в этой притче веру символизирует светильник, а добрые дела — масло в сосудах. Но дела тогда являются добрыми, когда они, согласно апостолу Павлу, одушевлены верой и любовью. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный — смиренная любовь к Богу, у глупых — это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человека».
«И как жених замедлил, то задремали все и уснули»: с одной стороны, человеку не дано знать время пришествия Господа и наступления Страшного суда. С другой стороны, перед Вторым пришествием очень многие христиане окажутся расслабленными, беспечными и холодными к вере. Момент Пришествия Христова окажется для всех неожиданным. В притче он обозначается так: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои».
Готовыми окажутся не все. Богатство добрых дел и благочестия, накопленное за время земной жизни, послужит во благо своему носителю. Праведнику будет с чем встретить своего Владыку, что явить Ему на Страшном суде. Поэтому он не будет посрамлен и вой-дет в «брачный чертог» — в Царство Небесное. Апостол Павел уточняет, что Второе пришествие и всеобщее воскресение последуют «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фес 4:16).
По дальнейшему содержанию притчи, неразумные девы отправились покупать елей. Но, как видно, оказались дважды лишенными: во-первых, не приобрели желаемого, во-вторых, очутились вне брачного чертога. Христос показывает, что, хотя бы мы сделались человеколюбивыми после смерти (если допустить, что такое возможно), это не избавит нас от наказания.
Не дела, но благодать Духа
Преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Николаем Мотовиловым уточняет: «Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. <…> Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. <…> Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в оте-ческих книгах: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».
Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания». Вследствие этого Жених говорит неразумным девам: «не знаю вас», — Человеколюбивый и Милостивый, Он не имеет ничего общего с безжалостными, и люди злые и порочные чужды Ему.
Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Человеку неизвестен день его смерти и встречи с праведным Судией. По замечанию святого Григория Двоеслова, «Тот, Кто обещает кающемуся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня».
Отраженный в притче мотив ожидания конца истории и Суда нашел свое выражение в трогательном церковном песнопении, которое всякий раз приводит слушающих в умиление: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща».
Подготовил протоиерей Алексий Белецкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.